Найти тему
Сферум

5 советов, как классному руководителю войти в доверие к ученикам

Оглавление

Наладить доверительные отношения с учениками не так просто — особенно когда у них переходный возраст. И важно выстраивать связи между классным руководителем и детьми с первого дня знакомства.

Вместе с Форумом классных руководителей узнали мнения:

  • Ольги Перченко — учителя русского языка и литературы и классного руководителя 5-го класса в Ростове-на-Дону;
  • Алеси Риттер — учителя математики, педагога-психолога и классного руководителя 9-го класса в Новосибирской области.

Педагоги поделились советами, как классному руководителю сделать так, чтобы ученики доверяли ему.

👩‍🎓 Интересоваться учениками

Если классный руководитель отмечает успехи учеников в спорте, учёбе или другом занятии — каждому ребёнку будет приятно. Даже взрослым нравится, когда их хвалят, а детям слышать похвалу особенно важно.

В любой конфликтной ситуации также стоит проявить интерес к ребёнку — выслушать его и постараться понять. Важно сохранять спокойствие и поговорить с учеником наедине — чтобы ему было комфортнее поделиться переживаниями. Если ребёнок почувствует, что классный руководитель понимает его и сопереживает — в следующий раз он уже будет знать, что снова может прийти к нему и попросить совет.

Алеся Риттер:

«В начале учебного года один из классных часов я всегда посвящаю обсуждению хобби учеников. Они с энтузиазмом рассказывают о своих увлечениях, показывают свои работы и награды. Ещё я стараюсь посещать концерты, выставки или соревнования, в которых участвуют мои ученики. А если не могу прийти, всегда предупреждаю и желаю удачи. Детям нельзя давать пустых обещаний, иначе в следующий раз они не поверят».

🤗 Быть искренним с детьми

У учителей тоже бывают плохие дни. И если классный руководитель поделится этим с учениками, не посвящая их в подробности, дети смогут поддержать. Они не помогут решить проблему, но поднимут настроение и подбодрят добрым словом.

Ольга Перченко:

«К концу обучения мои ученики так хорошо меня изучили, что понимали с первого раза, если у меня не всё в порядке. Они ни о чём не спрашивали, но помогали забыть о том, что меня огорчило».

Алеся Риттер:

«С тех пор как мы познакомились с детьми 1 сентября в пятом классе, я каждое утро захожу с улыбкой к ним в класс, и мы желаем друг другу хорошего дня. Дети очень чутко чувствуют фальшь и неискренность, поэтому я всегда стараюсь быть с ними честной. В хорошем настроении я всегда стараюсь с ними смеяться и шутить. Но если меня что-то расстроило или болит голова — честно говорю им об этом, и ребята с пониманием относятся к моим чувствам».

💪 Быть для детей примером

Дети проводят большую часть своего времени в школе и многому учатся у преподавателей. Поэтому важно всегда оставаться для них примером — быть активным, целеустремлённым, доброжелательным, справедливым.

Ольга Перченко:

«Я была участником всех школьных мероприятий, и дети всегда меня в этом поддерживали. А однажды мы провели квест в школе — играли в прятки, волейбол, пили чай, смотрели фильмы. До этого никак не могли вытащить одного мальчика из-за компьютера — но тогда у нас всё-таки получилось. На мой вопрос: „Почему ты решил прийти, если всё время играешь?“, он ответил: „Ради вас!“».

😌 Доверять ученикам

Дети будут доверять классному руководителю только в том случае, если почувствуют, что и им доверяют. Можно спрашивать совета у учеников и просить о помощи. Конечно, не во всех вопросах, а только в рамках детского восприятия. Детям важно осознавать, что они помогают взрослому, что к их мнению прислушиваются. Так они чувствуют свою значимость, у них повышается самооценка.

💬 Найти в общении золотую середину

Классному руководителю важно найти баланс в общении с детьми — быть открытым, но при этом сохранить дистанцию.

Алеся Риттер:

«Часто слышу фразу „Надо быть ребёнку другом“. Осмелюсь с ней не согласиться, потому что понятие „друг“ не совсем точно описывает взаимодействие учителя с учеником. Ведь друг — это близкий человек, которому доверяют свои тайны и открываются. Не каждый учитель, да и ребёнок, готов доверить свои секреты другому. Поэтому эти отношения не могут сохранять дружеский формат».


Главное, чтобы школьники чувствовали, что их классный руководитель — это приятный, открытый, честный человек и интересная личность. Именно таким людям дети доверяют и тянутся к ним.