Найти тему
Катехизис и Катарсис

Таран — оружие героев, или как убивать массово людей в мирное время

Таран — оружие героев. Когда видишь эту фразу, в душе зарождается трепет. Обычно после неё идёт повествование о том, как — собрав в кулак силы умирающей машины (или экипажа) — в последний раз превозмочь.
Обычно таран бывает 3-х типов:
1. Танковый (спасибо WoT за наглядность). Это либо описанный сверху случай, или — "снаряды экономим, наматываем на гусеницы всё, что по дороге попалось, лишь бы массу танка не превышало".
2. Авиационный. Тут, кроме удара о самолет, против тебя еще и гравитация планеты. Хотя были умельцы во время ВОв, умеющие долететь ПОСЛЕ УСПЕШНОГО тарана до аэродрома и сесть. Про них когда-нибудь будет отдельная статья.
3. Корабельный. Рассаживаемся поудобнее, мы отплываем.

Первое упоминание о корабельном таране датируется (484–425 гг. до н. э.) Геродотом. Дескать, таран изобрели древние греки. Но дошедшее до нас изображение одного египетского корабля, относящееся к XV веку до н. э., свидетельствует, что задолго до греков тараны были уже на кораблях египетских фараонов. Тактика боя до изобретения паруса:
1. Разогнаться на веслах и взять на таран.
2. Абордаж + ̶W̶A̶A̶A̶A̶A̶G̶H̶ ̶и̶ ̶с̶в̶а̶л̶и̶в̶а̶е̶м̶ ̶в̶ ̶в̶а̶р̶п̶.
Если таран не получился, повторить пункт 1.
Задача тарана — сломать весла противнику, если нужен его груз, или потопить, если не нужен. С появлением паруса и метательного оружия на кораблях таран постепенно вытесняется усиленным форштевнем.

В середине 19 века паровая машина стала вытеснять паруса. И неожиданно вспомнили про такую штуку, как разогнаться и поддать))
Во время Гражданской войны 1861–1865 годов в Америке появляются даже специальные таранные суда, которые небезуспешно действовали на реках Роанок и Миссисипи. Примером таких таранов может служить броненосец южан «Мерримак», в подводной части форштевня которого был укреплен 700-килограммовый чугунный бивень. Он даже потопил шлюп северян «Кумберленд». Правда, бивень при ударе отломился и пришлось из пушки добивать.



Любой здравомыслящий моряк понимает — взять на таран корабль можно, только если он стоит на якоре или зажат в узком фарватере реки/бухты. С учетом этого опыта, таран начинают крепить на броневой пояс корабля, встраивая его в корпус. Эффект не заставил себя ждать...

Первый случай произошел в 1866 году в Английском канале. 10 июля английский шлюп «Амазонка», следуя полным ходом, налетел на пароход «Оспрей», который был разрезан пополам тараном и затонул со всем экипажем.

В 1869 году русский броненосец «Кремль» случайным ударом таранного форштевня отправил на дно своего боевого товарища — фрегат «Олег». Два года спустя броненосец «Адмирал Спиридов» нечаянно протаранил своего «родного брата» — броненосец «Адмирал Лазарев», которого от гибели спасло лишь то, что столкновение произошло прямо в гавани Кронштадта.

1875 год ознаменовался сразу тремя катастрофами. Английский броненосец «Айрон Дюк» потопил корабль своего класса «Вэнгард», а французские броненосцы «Тэтис» и «Жанна д‘Арк» нанесли смертельные удары военным судам «Рейна» и «Форфант». Через три года — от тарана германского броненосца «Кениг Вильгельм» погиб со всем экипажем броненосец «Гроссе Курфюрст». Утонуло 269 человек, в том числе целый выпуск морских кадетов-практикантов.

Но EPIC FAIL в дисциплине достается Великобритании. В 1893 году броненосец «Кэмпердаун» отправил на дно флагман английской Средиземноморской эскадры «Виктория» — сильнейший в мире боевой корабль того времени.
И это только военные корабли, с гражданскими все еще ужасней.

И̶т̶а̶к̶,̶ ̶к̶о̶т̶а̶н̶ы̶, ̶т̶е̶х̶н̶о̶г̶е̶н̶к̶а̶ ̶(̶с̶)̶
17 марта 1891 года английский пассажирский пароход "Утопия" (иронично) плыл из Неаполя в Нью Йорк. На борту находилось 700 пассажиров. В Гибралтаре планировалось сделать остановку, чтобы загрузить уголь. Опытный капитан Мак-Кич знал, что большая глубина не позволит пришвартовать пароход на рейде и решил выбрать место для стоянки у волнолома, ограждающего вход в внутреннюю гавань.
Дойдя до волнолома, Мак-Кич вдруг с грустью увидел, что место занято ̶с̶о̶с̶е̶д̶о̶м̶,̶ ̶п̶р̶и̶п̶а̶р̶к̶о̶в̶а̶в̶ш̶и̶м̶ ̶ж̶и̶г̶у̶л̶и̶ броненосцем "Энсон". Мак-Кич решил, что полный назад в бухте не комильфо (девки в порту засмеют) и решил подрезать припаркованный броненосец спереди, пройдя между ним и волноломом. Он не учел скорость ветра, течение в бухте и ЗДОРОВЕННЫЙ ТАРАН броненосца, скрытый под водой.

Так как корабль не снижал скорость, пробоина получилась всего 5 метров в высоту и 9 метров в длину. 9 метров в длину, КАРЛ!!
Несмотря на то, что система оповещения сработала на отлично, ударом была разрушена паровая машина, водонепроницаемая переборка и трюм №3. Уже через 3 минуты после удара крен составил 70 градусов на корму. Пассажиры бросились на нос, началась давка, а в бухте начинался шторм....

Спасательная операция, осложненная штормом, завершилась к 14.00 следующего дня. Из 815 пассажиров и 65 членов экипажа — 574 человека утонули в бухте Гибралтара. Еще 2 человека утонули во время спасательной операции с крейсера "Иммортал Лайт" (кто такие названия вообще кораблям даёт? О_о).
Утопию, мешавшую судоходству, подняли через 4 месяца. Несмотря на то, что следствие признало Мак-Кича виновным (он получил 3 года тюрьмы), Адмиралтейство выводов из трагедии не сделало. Спустя 9 лет в порту Сан-Франциско английский лайнер "Персидский монарх" налетел на таран американского крейсера "Айова" при абсолютно аналогичном маневре. Слава богу — не погиб никто!

По приглашению управления торговли Великобритании, в Гонконге 11 января 1896 года слушался доклад русского ученого и адмирала - Степана Осиповича Макарова. Исследуя документы о катастрофе Утопии, Макаров предложил разработанную им конструкцию щита, одеваемого на таран корабля в мирное время. Несмотря на хорошие показатели, эта конструкция осталась без внимания....

Таран, как оружие, сильно привлекал идеалистов от флота, так как в это время происходила смена корабельных орудий с гладкоствольных на нарезные. Нарезные были еще несовершенны и больны детскими болезнями, а гладкоствольные уже не могли пробить броню броненосца.
И̶ ̶т̶у̶т̶ ̶м̶ы̶ ̶с̶ ̶в̶а̶м̶и̶ ̶к̶р̶а̶с̶и̶м̶ ̶к̶л̶е̶т̶к̶и̶ ̶н̶а̶ ̶н̶о̶с̶,̶ ̶б̶р̶о̶н̶е̶н̶о̶с̶е̶ц̶ ̶к̶р̶а̶с̶и̶м̶ ̶в̶ ̶к̶р̶а̶с̶н̶ы̶й̶ ̶ц̶в̶е̶т̶ ̶и̶ ̶W̶A̶A̶A̶A̶A̶A̶G̶H̶!̶!̶
Дёшево, а потому и заманчиво.

Автор - Евгений Евстюнин

#евсютинкат