Найти в Дзене
Библиомания

"Мастер и Маргарита": дом, где жил советский "Нострадамус", в романе тоже есть...

Город Москва — один из самых главных героев "Мастера и Маргариты". Столица выписана с любовью; исследователи нашли прототипы практически всех главных адресов романа. Давайте обсудим сегодня один очень интересный адрес, который упоминается вскользь и привлекает к себе не слишком много внимания. А зря, потому что он очень и очень интересный. Речь пойдет о доме, в котором автор "прописал" председателя таинственной Акустической комиссии Аркадия Аполлоновича Семплеярова. Напомню, что этот человек увяз в весьма сомнительных связях с юными барышнями, за что был разоблачен Воландом, а затем избит зонтиком прямо на сеансе. После означенных событий им заинтересовалось ведомство, которое в романе не называется прямо, и его карьера стремительно полетела под откос. После обеда в пятницу в квартире его, помещающейся в доме у каменного моста, раздался звонок, и мужской голос попросил к телефону Аркадия Аполлоновича. Это единственное упоминание его жилья в романе. Исследователи единодушны — Семплеяров

Город Москва — один из самых главных героев "Мастера и Маргариты". Столица выписана с любовью; исследователи нашли прототипы практически всех главных адресов романа.

Давайте обсудим сегодня один очень интересный адрес, который упоминается вскользь и привлекает к себе не слишком много внимания.

А зря, потому что он очень и очень интересный.

Речь пойдет о доме, в котором автор "прописал" председателя таинственной Акустической комиссии Аркадия Аполлоновича Семплеярова.

Напомню, что этот человек увяз в весьма сомнительных связях с юными барышнями, за что был разоблачен Воландом, а затем избит зонтиком прямо на сеансе.

После означенных событий им заинтересовалось ведомство, которое в романе не называется прямо, и его карьера стремительно полетела под откос.

После обеда в пятницу в квартире его, помещающейся в доме у каменного моста, раздался звонок, и мужской голос попросил к телефону Аркадия Аполлоновича.

Это единственное упоминание его жилья в романе.

Исследователи единодушны — Семплеяров, вероятнее всего, живет в знаменитом "Доме на набережной", который воспел Трифонов.

Вот что, например, пишет Б. С. Мягков в книге "Булгаков на Патриарших":

Скорее всего, речь идет о большом жилом комплексе, воздвигнутом на Берсеньевской набережной близ Большого Каменного моста в 1928-1931 гг по проекту архитектора Б. Иофана. Правительственный "дом на набережной" был в то время одним из самых значительных сооружений Москвы (улица Серафимовича, 2), и Семплеяров, ездивший на персональной машине, мог быть вполне его обитателем. Тем более что один из прототипов Семплеярова, Я. С. Ганецкий, жил именно в этом доме ...

Серафимовича, 2
Серафимовича, 2

Это здание было создано специально для того, чтобы собрать все сливки советского общества в одном месте.

Здесь обитали ученые, писатели, композиторы, политики, высшие военные чины, летчики... Уровень комфорта поражал воображение. Чего здесь только не было: ясли, детский сад, магазин, библиотека, теннисные корты и кинотеатр. Последний — с раздвижной кровлей...

Именно в этом доме жил юный Лёва Федотов, друг детства Трифонова, предсказавший войну с Германией, да не просто, а в деталях: и блокаду Ленинграда, и падение Берлина... И даже высадку американцев на Марс. Да, вместо Луны Марс, но, заметьте, в 1969 году...

Жизнь его оборвалась в 20 лет. Булгаков, конечно, не мог знать об этом удивительном обитателе дома. Широкая общественность узнала о невероятных способностях Лёвы гораздо позже...

Однако и без Лёвы дом окутывает очень плотная аура мистики. Я думаю, у Булгакова была просто масса причин, чтобы упомянуть этот дом в романе.

Писатель, как мы знаем, проявлял большой интерес к эпохе Ивана Грозного. Иоанн Васильевич, кстати, присутствует в черновиках романа. А вот в окончательный вариант был приглашен только Малюта Скуратов (один из гостей на балу).

Дело в том, что дом на набережной как раз и выстроен на месте резиденции Малюты. Запутанная система подземных ходов под домом создана еще в средневековье; по преданию, Скуратов творил там свои нехорошие дела.

Современная Булгакову биография этого здания также носила отпечаток инфернальности.

Я не исключаю, что какие-то из нижеприведенных фактов были известны писателю и вдохновили его на "строительство" адского дома на Садовой.

По своей энергетике дом просто идеально вписывается во вселенную "Мастера и Маргариты".

Во-первых, история дома началась с пожара, что, согласитесь, странно.

Далее, молва создавала самые невероятные байки об этом доме. Например, что в доме имеется загадочный коридор, опоясывающий дом по периметру и открывающий неограниченные возможности для шпионажа за жильцами. Говорили даже, что сотрудники НКВД могли появиться в любой квартире неожиданно, прямо из стены.

Как и булгаковская нечисть, которая спокойно может войти в квартиру из, скажем, зеркала.

Еще один любопытный штрих: в доме 505 квартир.

Пятерка, наряду с шестеркой, одно из "дьявольских" чисел романа и встречается очень часто.

Об "исчезновениях" жильцов и говорить нечего: огромное количество людей, живших в доме, было репрессировано.

Практически любая из этих квартир в любой момент могла стать нехорошей.

Аркадий Аполлонович, как жилец этого дома, отделался очень дешево: его сослали всего лишь заведовать заготовкой грибов в Брянске...

Факты о доме взяты из передачи "Городские легенды. Дом на набережной".

P.S. Я как-то давно ходил на пешеходную экскурсию в этот дом. Представьте: большую часть времени вы нарезаете круги вокруг здания утомительно серого цвета, почти без декора и без изысков. Смотреть особо не на что, но экскурсовод сполна компенсировала это потрясающими рассказами о судьбах жильцов дома...

Мне запомнился почему-то пингвин, который привезли летчики-полярники на спор. Хотели сплавить его в зоопарк, но не вышло, поскольку пингвин оказался исчезающей разновидности. Говорят, он так и остался жить в доме, гулял иногда по набережной... Наверное, это самое веселое из всего, что в этом доме происходило, поэтому закончим на этой позитивной нотке...