Вспомним, какая она, осень в советских фильмах. Изменчивая, чарующе тоскливая, приятная, медитативная, подчас полная драмы. Именно той, что неизбежно сопряжена с разрешением внутренних конфликтов героя, его попыткой преодолеть разобщение и холод, фоново визуализирующиеся в образах пожухлых листьев, свистящего ветра, мокрого асфальта.
Служебный роман (1977)
Желтеют листья тополей, меняешь на ПК обои летних рассветов на осенние, включаешь телевизор и слышишь «в моей душе покоя нет...», понимая, что не переключишь. Сколько бы тебе ни было лет, в каком бы ты настроении ни был. Богиня статистики Людмила Прокофьевна и робкий служащий Анатолий Ефремович в кадре сделают любой вечер уютным. Особенно милы осенние эпизоды фильма, например, прочтение Алисой Фрейндлих стихотворения Николая Заболоцкого:
«Обрываются речи влюбленных,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с кленов
Силуэты багровых сердец».
Осень (1974)
Деревенские осенние пейзажи, музыка Альфреда Шнитке и семь дней, проведенных любовниками в деревне. Красивая съемка, внимание на деталях, проникновенная игра актеров, но... то ли идея подкачала, то ли это фильм исключительно для мужчин и женщин, состоящих в адюльтерных отношениях, иначе понять эту историю невозможно (без спойлеров).
Единственное, очень минималистично и в одно и то же время глубоко показано чувство раскаяния героя после совершенного им греха, но и перед этим стоят неумолимые слова любовницы: «Что ж ты сразу о ней не вспомнил, когда в постель ложились?» Она же надрывная, мятущаяся, удивительно точно героине противопоставляется спокойная и обывательски мудрая селянка Дуся, этакий носитель истины, направо и налево сыплющий жемчужинами народной мысли, как то: «Не то счастье, о чем бредишь, а на чем сидишь и едешь». В остальном же фильм может показаться сумбурным и маловнятным.
Отпуск в сентябре (1979)
Бесконечный дождь и внутреннее одиночество героя Олега Даля. Дождем начинается эта история, дождем же и заканчивается; одиночеством начинается, одиночеством же и заканчивается. Несмотря на эпизоды напускного веселья, кажущегося сближения героя с кем бы то ни было, несмотря на уйму комичных моментов, зритель в итоге останется с горьким осадком, смесью тоски и чувства неразрешимости внутреннего конфликта.
Полеты во сне и наяву (1982)
Вряд ли удастся логически обосновать любовь к этому фильму. Возможно, однажды он просто совпадет с настроением, западет в душу и впредь из нее не выпадет. То ли харизма Олега Янковского, то ли состояние его героя, то ли ситуации, в которые он попадает, то ли удивительная химия треугольника Янковский – Гурченко – Табаков, то ли уютный минимализм, то ли необъяснимая красота в простоте пейзажей, но никогда не что-то одно – все это в совокупности создает уникальную, проникнутую осенней лирикой картину.
P. S. Роковое табаковское «а любит она совсем другого» будет еще долго звенеть в ушах.
Осенний марафон (1979)
Еще одна история об осеннем адюльтере. С той разницей, что здесь герой Андрей просто смешон и жалок. Не успел домой, потому что мосты развелись; остался ночевать на работе, потому что не успевает сдать перевод к сроку; другую ночь провел в вытрезвителе – и еще множество нелепых попыток вранья супруге, которая уже давно выучила наизусть все эти его истории. Герой не вызывает сопереживания, героини же (будь то наивная и стервозная любовница, будь то стоически сильная жена) еще как. Финал задевает своей емкостью. Одно только «завтра в семь, кафедра», брошенное Андреем, сообщило сразу двум несчастным женщинам о том, что в их жизни ничего не изменится – он так и останется безвольным мужчиной, которого будет носить ветром туда-сюда, как листик с дерева.
___
P. S. На правах новичка прошу пальцев вверх, подписок и активности. Поделитесь со мной своими любимыми осенними фильмами.
Уютной осени!