Найти тему
Напевая

20 августа - день памяти Джо Дассена

Прошло 42 года с момента его ухода - чуть больше, чем прожил сам певец (ему было 41).

Он с детства является моим кумиром, хотя я не застала его при жизни.

Несколько лет назад я стала больше интересоваться его творчеством и судьбой, меня долго беспокоил вопрос - почему он прожил так мало?

Я уже не раз писала о музыкальном наследии Дассена, например здесь:

Самые красивые песни Джо Дассена на английском
Напевая30 июня 2022

И каждый раз намеренно обходила тему его личной жизни. Потому что по определению никто не имеет права её обсуждать.

По этому поводу написано уже множество книг, сняты документальные фильмы. Самые близкие люди певца не раз давали интервью. Да и сам Джо в последние годы жизни был немного более откровенен, чем раньше.

Поэтому на основании всего изученного своё мнение я всё же смогла составить. Попробую поделиться им с вами, но в максимально корректной форме, потому что повторюсь - никто не вправе бросаться фразами, порочащими личность пусть даже настолько публичного человека.

Основной вопрос состоит в том - что же в наибольшей степени приблизило раннюю смерть артиста: болезнь или образ жизни.

Как известно, Дассен - американец. Он был старшим ребёнком в довольно благополучной семье. Отец - преуспевающий кинорежиссёр. Мать - талантливая скрипачка. До поры до времени ничего не омрачало его детство. Но в конце 40х отец был вынужден покинуть Штаты из-за своих коммунистических взглядов. Семья последовала за ним. Жюль и Беатрисс колесили по Европе в поисках достойной работы. А дети в это время жили и учились в престижных частных интернатах. Джо имел тягу к знаниям, новым языкам, занимался горными лыжами и плаванием.

Успех талантливого отца не заставляет себя долго ждать - в 1955 году Жюль Дассен получает главный приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. В тот же период он знакомится с греческой актрисой Мелиной Меркури и вскоре уходит из семьи. Для Джо это сильный удар. На тот момент ему 17. Не в силах простить отца и смириться с ситуацией, он решает уехать обратно в Штаты, и поступает в Мичиганский университет. Следующие 7 лет он проведёт там: получит диплом, поработает некоторое время по специальности и не только. Его даже попытаются призвать на военную службу.

Вот тут-то и случился первый звоночек. Джо оказывается непригодным к армии из-за обнаруженных у него шумов в сердце. Для молодого мужчины это скорее благая весть, так как он не разделяет милитаристских взглядов родной страны.

Дассен всё чаще вспоминает Францию и наконец решает вернуться. Известность отца в Европе бьёт по его самолюбию - он тоже начинает мечтать о славе, и собирается стать писателем. А пока подрабатывает в журналах, на съёмках фильмов.

На одной из рождественских вечеринок происходит судьбоносная встреча - в 1963 Джо знакомится со своей будущей женой Мариз. Влюблённый мужчина часто поёт для девушки под гитару американский фолк. Ей всё очень нравится, и она незаметно записывает приятный голос на память. Затем несёт плёнку в студию, чтобы там сделали пластинку для личного архива. Персонал начинает интересоваться носителем чарующего голоса. В результате Дассену предлагают контракт. Так, сам того не желая, он становится на шаткий путь эстрадного певца без каких либо определённых перспектив.

Противоречие заключается в том, что Джо обожает петь, но он никогда не думал зарабатывать себе этим на жизнь. А когда пение начинает приносить действительно хорошие деньги - уже не может от этого отказаться. Дассен по натуре интроверт, застенчив, к тому же ужасно комплексует по поводу своего косоглазия. Ему с трудом даются выходы на сцену, танцевальные движения, он ненавидит фотографов и телекамеры. Поклонники тоже смущают своим напором. В идеале Дассен предпочёл бы быть успешным человеком на сцене, продавать много пластинок, но за пределами рабочих моментов хотел бы иметь возможность жить обычной жизнью как все, без лишней шумихи. Но так не бывает.

Внезапно в 30 лет певец на месяц оказывается прикован к больничной койке - перенесённый вирус ГРИППа даёт осложнение на сердце. Врачи советуют артисту в дальнейшем сбавить рабочий темп, перестать курить, минимизировать кофе и алкоголь. Но разве об этом можно всерьёз задуматься в таком возрасте? Тем более, что после записи хитов "Свистеть на холме" и "Елисейские поля" он теперь номер один во Франции.

Помимо концертов, съёмок, записей, Дассен и всё оставшееся свободное время посвящает работе. Он часами репетирует, ночи проводит в студии, вмешивается в процесс написания песен и работу музыкантов - в общем имеет болезненную склонность контролировать всё вокруг себя. Артист постоянно сомневается - имеет ли он право находиться на сцене. Ведь по его мнению, он не обладает должным талантом и профессионализмом, а значит эти недостатки должны компенсироваться тяжёлым трудом.

Мариз всячески поддерживает супруга. И хотя пара вместе уже почти 10 лет - деторождение они по-прежнему откладывают. Ведь она обязана сопровождать Джо на всех гастролях - без неё он как без рук.

Но временный спад в карьере всё же наступает: новые пластинки плохо продаются, пара позволяет себе чаще отдыхать, ездить в путешествия. В этот период Мариз понимает, что ждёт ребёнка. Джо счастлив. Ведь ему уже 35. Он начинает строить большой дом. Вот только долгожданная беременность не проходит гладко. У женщины случаются преждевременные роды и сильно недоношенный малыш, названный Джошуа (производное от Иешуа, Иисус), умирает через несколько дней. Для пары это жесточайшее испытание. Ведь все их самые смелые желания давно сбылись, кроме одного.

Вот тут Джо и начинает погружаться в темноту депрессии. После поздних концертов он уже не спешит домой, предпочитая засиживаться в барах с друзьями со всеми вытекающими из этого излишествами и мимолетными романтическими знакомствами.

А в 1975 Дассена настигает внезапный небывалый до этого успех. Песня "Индейское лето" мгновенно становится мировым хитом. С ним приходят и большие деньги. На следующие 5 лет с певцом заключается контракт на 5 миллионов франков.

После нового года супруг уже открыто заявляет Мариз, что ему необходимо развлечься. Она его отпускает. Через год пара официально разведётся. Деньги не принесли им счастья. Зато с ними Дассен теперь ощущает вторую молодость, только ещё более бунтарскую.

На горнолыжном курорте он случайно знакомится с девушкой на 10 лет младше себя. Она полностью отвечает его новым требованиям и увлечениям. В отличие от уравновешенной и правильной Мариз, Кристин более раскованна, импульсивна, подвержена всякого рода слабостям. Губительная всепоглощающая страсть - вот что связывает новоиспечённую пару. Даже после свадьбы и скорой новости о беременности они продолжают предаваться разнообразным излишествам, характерным для богемной среды. Кажется, что Дассен теперь работает как робот, лишь следуя жёстким правилам контракта, и при этом часто бывает нетрезв.

Но с рождением второго ребёнка к нему приходит внезапное прозрение. Он наконец понимает, что Кристин - не та женщина, которая создана для семейного благополучия. Теперь он одержим идеей воспитывать детей самостоятельно. И невероятно, что суд при первой попытке идёт ему навстречу. Отцу дают временное право опеки над детьми на время процесса развода. Кристин конечно не согласна, и жестокая битва между супругами продолжается.

В этот период Дассен совсем не думает о себе. Он по-прежнему много работает, мало спит и часто выпивает. В итоге первый серьёзный удар случается прямо на сцене. В июле 1980 артиста госпитализируют с инфарктом. Кристин не даёт ему покоя и на больничной койке, звоня днями и ночами с оскорблениями и угрозами.

Поскольку все летние гастроли уже отменены по состоянию здоровья, Джо решает наконец отдохнуть в любимом месте, где он когда-то нашел рай на земле вместе с Мариз - на Таити. Там он несколько лет назад даже прикупил участок на побережье и планировал построить дом.

Врач настоятельно не рекомендует ему совершать двадцатичасовой перелет и многократную смену поясов. Но вчерашний пациент непреклонен в своих намерениях. Рядом с ним на острове оказываются самые близкие люди - маленькие сыновья, мама, друг и постоянный автор Клод Лемель.

В полдень за обедом Джо в одну секунду настигает последний сердечный приступ. Единственная машина скорой помощи задерживается на другом вызове. Вероятнее всего, в Париже этих драгоценных потерянных минут удалось бы избежать.

Однажды в 70х Дассен оказался на концерте Пресли. Не секрет, что Элвис в последние годы жизни сильно изменился внешне, и было заметно, что ему нелегко физически. В тот момент Джо озвучил мысль, что после 40 надо постепенно уходить со сцены, чтобы не превращаться в плохую пародию на себя. Думал ли он тогда, что его ждёт подобный исход - уйти в неполных 42, вот только не по своей воле, а от сердечного приступа.

Я всё же склонна думать, что вокруг нас немало людей, которые также много работают, ведут неправильный образ жизни, испытывают всяческие страдания, занимаются разрушительным самокопанием, но при этом способны прожить значительно дольше. В этом плане Дассену конечно не повезло. Едва он только ступил на путь исправления - застарелые раны не дали ему возможность реабилитироваться и довести своих детей до осознанного возраста. Кристин, кстати, прожила немногим дольше - в 47 лет дома её настиг смертельный приступ астмы. И дальнейшим воспитанием мальчиков занимались старшие члены семьи и сестры Джо.

А закончить повествование я хотела бы песней, которая проводит своего рода черту на жизненном пути Дассена. Ведь по мнению близких именно трагедия, связанная с первым ребёнком, поделила его существование на "до" и "после". В течение некоторого времени Джо не находил в себе силы вновь выходить на сцену и ограничивался написанием альбома для своего друга Карлоса. Тогда продюсер Жак Пле предложил ему новую песню "Если твоё имя - грусть". Джо она очень понравилась, да и слушатели встретили ее весьма тепло. С того момента и начался новый виток в его музыкальной карьере, за которым последовал успех "Бабьего лета".