Режиссеры часто обращаются к наследию Д. Остин, покорившей некогда и продолжающей покорять сейчас сердца миллионов женщин по всему миру своими историями о любви. «Эмма» выделяется на фоне других романов тем, что главный герой один – сама Эмма, вокруг которой и вертится этот художественный мир, раскрытию образа и эволюции которой подчинен весь сюжет. Остальные же, сколько бы они ни были притягательны, определенно занимают второстепенные роли. Я выбрала три, на мой взгляд, самые яркие экранизации романа, чтобы мы с вами могли проследить, насколько полно раскрывается героиня в каждой из них.
«Эмма» (1996) / реж. Д. МакГрат
Гвинет Пэлтроу было 24 года, когда она исполнила роль Эммы. Излучающая свежесть и юность девушка, утонченная, миловидная и белокурая. Кадры, где она сливается с природой, очаровательны, абсолютная гармония красок.
Несмотря на всю прелесть героини, воплощенной Пэлтроу, сюжет до безобразия скомкан. Персонажи появляются и исчезают практически без объяснений, сцены сменяются одна за другой, не до конца раскрывая внутренние порывы персонажей.
Очевидным минусом экранизации стали ужимки и признаки жеманства на лице Эммы, которых быть не должно, поскольку книжная девушка – воплощение естественной смелости, задора и уверенности в своих действиях без необходимости в разных искусственных маневрах.
Что же до того, ради чего мы все смотрим мелодрамы, – химия между Эммой и мистером Найтли была на высшем уровне. Ровно и естественно актеры показали дружбу, перерастающую в нечто милое сердцу, но пугающее.
«Эмма» (2009) / реж. Д. О'Хенлон
Ромоле Гарай, исполнившей роль Эммы в мини-сериале, на момент съемок было 27 лет. Она с легкостью воплотила образ яркой, энергичной, живой, целеустремленной и естественной девушки.
Раскрытию образа героини способствует грамотная и филигранная работа над сценарием, подбором актеров, а главное – над хронометражем, позволяющим передать на экране основные книжные моменты, детали, полутона. Эмма здесь совершенна во всех своих внешних и внутренних проявлениях.
К слову об отношениях нашей героини и мистера Найтли. Вашего покорного слугу покидает объективность, как только в кадре появляется Джонни Ли Миллер, поэтому заранее прошу прощения. Он великолепен с головы до пят. Та напряженность и эмоциональность в диалогах с Эммой в попытках доказать свою правоту вряд ли оставит кого-либо безразличным. Один из классических образцов идеальной экранной пары.
«Эмма.» (2020) / реж. Отем де Уайлд
Год назад неожиданностью стал выход экранизации «Эммы» с Аней Тейлор-Джой в главной роли. Признаться, совсем не представляла ее на месте нашей героини. Слишком хрупкая, внешне слишком сухая, с заостренными чертами, точеным лицом. Ее легко представить в роли Скарлетт О'Хара («Унесенные ветром»), но не в роли Эммы.
Здесь сюжет (как и в случае с 1996 г.) тоже порезан, но это еще полбеды. Главная проблема в том, что на такой короткий хронометраж очень мало значительных и очень много незначительных сцен (презентация рамки для картины, разговор с фермером, разрезание десерта девушками из приюта, etc.). Все это усложняет процесс эволюции героини, делает Эмму не самодостаточным образом, а размытым пятном.
Избыточное, искусственное и постановочное – вот три признака «Эммы» 2020 года. Даже сентиментальные и напряженные сцены создатели превратили в некий фарс. Взаимодействие между Эммой и мистером Найтли оказалось невнятным – глаза искры не метали.
При этом мы должны снять вину с Ани Тейлор-Джой и переложить ее на режиссера Отем де Уайлд, поскольку все в фильме подчинено ее задумке (надо сказать, крайне странной, уводящей от романного содержания). В любом случае это еще одна точка зрения, пополняющая сундучок экранизаций.
Гвинет Пэлтроу, Ромола Гарай, Аня Тейлор-Джой – каждая из актрис воплотила Эмму по-своему. Каждая из них внесла вклад в галерею интерпретаций классических романных образов, достойный зрительского внимания.