Найти тему

У каждого времени свои герои

Прошел год со дня смерти Николая Малых. Заводчане хорошо помнят, когда он возглавил завод. Время было трудное: ни заказов, ни прибыли, ни зарплаты… Нужен был человек большой воли, способный собрать команду профессионалов и поставить ей четкую задачу по переводу огромного предприятия на рыночные рельсы. Человек, который болеет душой за предприятие и его работников, хорошо видит путь, по которому следует вести Уралвагонзавод.

Николай Малых родился 13 августа 1948 года в селе Бобылево Кировской области. Когда ему исполнилось пять лет, семья переехала в Нижний Тагил и поселилась в барачном поселке ТЭЦ. Как и многие юноши того времени, Коля мечтал о небе, но не прошел медицинскую комиссию. Тогда он сначала пошел слесарем на завод, а чуть позже стал лекальщиком на криогенном производстве. Срочную службу проходил в воздушно-десантных войсках. После демобилизации Николай Малых работал на производстве заправочных комплексов для ракет. В то же время учился на вечернем отделении политехнического института, его избрали секретарем заводского комитета комсомола. Нужно было успевать всё: работать, писать курсовые, участвовать в заводских соревнованиях… Карьера шла вверх: после института Николая Малых назначили заместителем начальника бронекорпусного производства. Затем талантливого организатора привлекли на общественно-идеологическую работу: Николай Александрович восемь лет был заместителем секретаря и секретарем заводского парткома. В дальнейшем партийный лидер стал заместителем генерального директора производственного объединения «Уралвагонзавод».

В начале девяностых Николай Малых покинул предприятие: он возглавил фирму «Тагилснаб», но в скором времени его менеджерские качества снова потребовались Уралвагонзаводу. С должности руководителя ушел Владимир Серяков. Требовался кандидат, хорошо знающий завод, имеющий опыт работы в условиях рыночной экономики. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель остановил выбор на Николае Малых.

О том, в каком состоянии было предприятие, когда Николай Александрович принимал дела, хорошо помнит тогдашний заместитель генерального директора Виктор Полявин: «Надо сказать, что завод тогда находился в архисложном положении: зарплату не выплачивали месяцами, на предприятие «накатывал» криминал. Надо отдать должное мужеству Николая Александровича, его прозорливости. Ему было тяжело, но он выдержал. Самое главное – он опирался на коллектив, специалистов. И он хорошее слово подобрал для них – соратники».

Волевой, целеустремленный, способный видеть будущее и правильно выбирать стратегическое направление развития – так отзываются о Николае Малых его товарищи, которые многие годы трудились с ним бок о бок. Он умел вдохновлять людей, которые решали задачи, поставленные генеральным директором, не за страх, а за совесть. Индийский контракт, заключенный благодаря энергичной работе команды Малых, позволил вытащить предприятие из кризиса. Завод стал получать прибыль, погасил задолженность по зарплате перед своими работниками.

– Без энергии Николая Александровича, его таланта и любви к заводу и его людям страна могла потерять Уралвагонзавод. Возглавив его в сложнейшие 90-е годы, он смог не только сохранить научно-технический и кадровый потенциал, но и вывести УВЗ на мировую арену, что придало новый импульс в развитии российского танкостроения, – отмечает заслуги Николая Малых генеральный директор концерна УВЗ Александр Потапов.

Николай Малых не собирался останавливаться на достигнутом. Он стремился диверсифицировать производство. При нем завод выпускал большое количество наименований дорожностроительной техники: ПУМы, экскаваторы, тракторы. До сих пор эти машины трудятся в разных уголках страны.

Энергии руководителя и его команды хватило и на другие предприятия военно-промышленного комплекса – поставщиков комплектующих. Заводы и конструкторские бюро вошли в корпорацию «Уралвагонзавод». Благодаря этому они преодолели кризис, создали новые образцы военной и гражданской техники. Маховик раскрутился, отрасль заработала…

– Это был человек щедрой души: умел дружить, никого не обвинять, а брать ответственность на себя. Ушел не просто хороший друг, а великий человек. Он оставил яркий след в истории предприятия и города, – вспоминает Светлана Златковская, которая была в команде Малых начальником отдела кадров.

Результаты его работы ощущаются по сей день: в свое время он смог сохранить танковое производство на Урале, и сегодня завод отправляет самые современные машины в Российскую армию, которые помогают нашим военным выполнять боевые задачи в зоне проведения специальной военной операции.

Он мог подбирать такие слова, которые навсегда остались в памяти у заводчан. Например, эти: «Человек приходит на эту Землю не на такой уж и долгий срок. И ему нужно дать всё, чтобы он чувствовал себя членом коллектива, гражданином великой страны. Не всё определяется деньгами. К человеку нужно относиться с уважением, достоинством».

Примерно за год до своей кончины Николай Малых был приглашен на научно-практическую конференцию УВЗ. Почетному гостю дали слово. Как в старые добрые времена, Николай Александрович вышел на трибуну. В течение десяти минут он кратко, четко, по-деловому говорил о том, каким видит будущее предприятия и на чем следует сделать акцент в стратегическом планировании. Зал ловил каждое слово.

У каждого времени свои герои. Николай Александрович стал одним из самых ярких представителей целой эпохи…