Найти тему
Андрей Сталк

Ной

"Ной", США, 2014
"Ной", США, 2014

И увидел Господь, что это нехорошо

Бывает, смотришь картину незаурядного режиссёра, хорошую, недорогую, и думаешь – почему много-много миллионов тугриков выделяют разным Яитсам на очередного «Гарри Поттера с фантастическими тварями», когда экзистенциальный и визуально роскошный «Фонтан» за куда более скромные деньги снимают. А вот дали бы творцам-креаторам денюжку на актеров, прибамбасы и авторские права – он бы такой шедевр замутил – властелины колец Всевластия бы горько плакали и слезы зависти платочками, расшитыми церемониальными оскарами, вытирали. Но иногда мечты сбываются, а что-то идет не так.

Мистер Даррен Аронофски мечтал снять кино про библейского Ноя вот прямо с детства. Ваял кино про трансцендентное число за три целые четырнадцать сотых копеек бюджета – мечтал. Дорос до 13-миллионного «Чёрного лебедя» - и всё мечтал осчастливить мир своим видением нашего общего предка. Ведь на всем известном материале можно развернуться по самое не балуйся. Человек в одиночку строит «Титаник» в кубе. Птицы небесные, звери лесные и гады морские легионами прибывают в землю обетованную строго каждой твари по паре. Глобальная катаклизма всей Земле – рай для лордов спецэффектов. А большой хронометраж обязательно заденет философию – как люди довели ласкового боженьку до тотального апартеида. В конце концов, проблема логистического размещения и кормежки во время круиза только здесь сулила разные киноответвления – от черной комедии до роуд-лав-стори.

И вот в 2014 году, подгадав к аннексии Тавриды и допинг-олимпиаде в Адлере, уроженец Бруклина достигнул заветной мечты – получив восьмушку миллиарда, возможность привлечь любую звезду любого возраста и развязанные творческие руки, он снял-таки «Ноя». Разрушители мифов поставили галочку – ещё одно убеждение смылось туалетным утенком. Мечтающий всю жизнь перфекционист надулся бычьим пузырем. Он не смог ничего. Почему Бог невзлюбил людей? Бегало одно полудикое племя, хотело жить по своим правилам – к чертям землю вместе с жирафами и пингвинами. Как в пустыне самоучка строил лайнер? Никак, поднялись камни вековечные и забабахали суперкорыто по новейшим технологиям. Как рекрутировались представители зоологического мира? Приползли сами, расселились по отсекам трюма и впали штабелями в анабиоз. Почему Ной назначен праведником? Потому, что он потомок Адама, а остальные потомки Каина (который, блин, был сыном Адама, но это другое). Что, в конце концов делал более двух часов экранный Ной? Цветочки нюхал, младенцев резать собирался и назначенного антагониста гонял, чтобы хоть чем-то кадр заполнять.

А самое печальное – полнейший завал с персонажами. Библейские герои выглядели современными реднеками, одевающимися в секонд-хендах и посещающих фитнес-клубы и барбершопы. Знаменитые актеры всех поколений (Энтони Хопкинс-Рассел Кроу-Эмма Уотсон) совершенно не понимали кто они, где они, зачем они. За десяток минут экранной игры в каннибала получивший высшую кинематографическую премию Знтони изображал мудрого старца Мафусаила, нужного сюжету как Александр Македонский планете Пандора. Расплывшийся от вегетарианской пищи и прочих излишеств Расселл больше заботился о киногеничности прически, чем о логике происходящего. Жертва анорексии Эмма разродилась близнецами, выглядя при этом килограмм на сорок ходячих костей. Измученная радуга в конце свидетельствовала, что мир уже не спасти.

Разумеется, фильм ожидала судьба всех пустых блокбастеров. Потрепыхавшись недельку-другую в прокате и формально отбившийся за счет мировых сборов «Ной» благополучно сгинул в памяти людской очередным недоразумением. Измученный мечтой Аронофски вернулся к лентам под тридцатник бюджета, немногочисленные фанаты и не подумали намекать на обязательные сиквелы, вроде «Ной-2. Ошибка Хама», а поклонники голливудских звезд методически не включают это запрещенное в особо религиозных странах кино в разные антологии. Ноев ковчег превратился в труху в забытых араратских взгорьях. Мечты должны оставаться мечтами.

#библейский сюжет #Рассел Кроу #Эмма Уотсон #Энтони Хопкинс #ковчег