В ночь с 25 на 26 апреля 1945 года британское Бомбардировочное командование произвело последний за весь период Второй мировой войны в Европе массированный налет на неприятельские промышленные объекты. Целью для 107 тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков "Ланкастер" и 12 выступавших в роли целеуказателей "Москито" 5-й авиагруппы должен был стать нефтеперерабатывающий завод, расположенный на полуострове Валлёй в черте норвежского города Тёнсберг. Около 20:00 самолеты стали подниматься со своих баз, расположенных в Англии, затем сформировали строй и направились на северо-восток. В числе прочих в этом рейде принимали участие 14 "Ланкастеров" из 463-й эскадрильи Королевских военно-воздушных сил Австралии.
Бомбардировщики преодолели холодный атмосферный фронт, вышли из зоны облачности и к 23:00 достигли побережья Норвегии в районе Кристиансанна, держась на высоте около 5000 метров. Вероятность встречи с воздушным противником считалась крайне низкой: к тому времени кризис снабжения в Рейхе достиг таких масштабов, что даже хорошо укомплектованные техникой и летным составом авиагруппы Люфтваффе могли постоянно задействовать в боях лишь небольшую часть своих сил. В Кристиансанне же базировалось всего одно подразделение германских ночных истребителей - 4-й штаффель эскадры NJG 3. Большой угрозы для британской воздушной армады оно не представляло, однако экипаж "Юнкерса", командиром которого являлся фельдфебель Курт Гросс, все же смог подняться на перехват, обнаружить противника и вклиниться в строй "Ланкастеров" как раз там, где шли машины 463-й эскадрильи. Следуя указаниям оператора бортовой радиолокационной станции Райнхарда Йонсена, пилот установил визуальный контакт с одним из бомбардировщиков, подошел к нему сзади и снизу, а затем начал атаку, задействуя систему "Schräge Musik" - автоматические пушки, установленные за кабиной под углом 70 градусов для стрельбы вперед и вверх.
На борту "Ланкастера", оказавшегося под ударом ночного охотника, находился экипаж в составе пилота флаинг-офицера Артура Кокса, штурмана флаинг-офицера Джека Уэйнрайта, бортинженера сержанта Джорджа Симпсона, бомбардира сержанта Роберта Смёртуэйта, радиста сержанта Фреда Пэрента, а также воздушных стрелков сержантов Фреда Логана и Джона Хогга. Никто из них не заметил приближения истребителя, так что первая атака стала полной неожиданностью. Артур Кокс вспоминал об этом так:
"Береговая линия была пересечена в 23:00. Мы осмотрелись на развороте, но ничего не заметили. Минуту спустя под правым крылом засверкал поток вспышек, и тут же последовала серия сокрушительных ударов в носовую часть. Боб, наш бомбардир, пролетел мимо меня, когда старая "Зебра" свалилась в пикирование. Мой возглас: "Приготовиться покинуть машину!" и грохот хвостовых пулеметов "Джока" прозвучали одновременно. Верхнюю турель заклинило, и я помню, как Фред молился, чтобы истребитель снова атаковал с той же стороны."
По счастью, снаряды, выпущенные "Юнкерсом", не попали ни в крыльевые топливные баки, ни в двигатели. Но все равно урон, нанесенный первым залпом, оказался очень велик. В носовой части "Ланкастера" зияли большие пробоины, кабину бомбардира разнесло вдребезги, бомбовый прицел был полностью уничтожен, а несколько осколков угодило в приборную панель в кабине пилота. Досталось и экипажу: Роберт Смёртуэйт лишь чудом избежал гибели, но получил очень тяжелое ранение, Джорджу Симпсону перебило левую руку, легкое осколочное ранение получил и пилот. В довершение всех бед остальные бомбардировщики начали ставить помехи, чтобы "ослепить" бортовую РЛС атакующего истребителя, и оказавшийся ниже строя самолет Кокса тут же засыпало сотнями полосок фольги, часть из которых попала внутрь кабины через разбитое остекление и пробоины в обшивке.
Несмотря на всю тяжесть сложившейся ситуации, авиаторы сохранили самообладание. Осознав, что машина все еще слушается рулей и все четыре двигателя работают нормально, Артур Кокс отменил свое первоначальное распоряжение и смог вывести бомбардировщик из пикирования на высоте 3300 метров. Джек Уэйнрайт оказал первую помощь тяжело раненому бомбардиру, вколов тому дозу морфия, наложив повязку и остановив кровотечение. Джордж Симпсон, превозмогая боль в перебитой руке, осмотрел повреждения (при этом едва не провалившись в огромную пробоину, образовавшуюся в кабине бомбардира), сделал доклад о состоянии самолета, а затем стал помогать пилоту с управлением. Что же касается стрелков, то те продолжали вести бой с ночным истребителем.
Курт Гросс видел, что его первая атака не привела к уничтожению "Ланкастера", поэтому твердо решил довести начатое до конца. Второй заход оказался совершенно безрезультатным, поскольку в тот момент бомбардировщик все еще быстро снижался и успеть дать по нему точный залп было чрезвычайно сложно. Во время третьего захода немец смог выйти на удобную позицию, но был встречен шквалом пулеметного огня. "Юнкерс" резко отвернул, а большая часть выпущенных им снарядов прошла мимо цели. Те же, что попали в нее, больших повреждений не нанесли. Скорее всего, после этого Гросс решил действовать наверняка и поразить противника, подойдя к нему как можно ближе. Однако при этом имел неосторожность подставить свой Ju-88G под огонь обоих стрелков "Ланкастера". И те не промахнулись. Очереди, выпущенные из шести пулеметов, ударили по кабине истребителя, поразив экипаж. "Юнкерс" перешел в неуправляемое падение и рухнул на землю близ фермы Амланд в 50 километрах к северу от Кристиансанна. Все три авиатора, находившихся на его борту - пилот Курт Гросс, оператор РЛС Райнхард Йонсен и стрелок Отто Мюллер - погибли.
Фред Логан и Джон Хогг не были уверены в том, что им удалось сбить неприятеля, но истребитель больше не показывался, и это уже снимало часть проблем, стоявших перед экипажем. Кокс и Симпсон совместными усилиями вывели "Ланкастер" на прежнюю высоту и дошли до Тёнсберга, а затем, не сбрасывая бомб, повернули в сторону Швеции, поскольку были уверены в том, что долететь до Англии у них не получится. Уже над морем они избавились, наконец, от бомбового груза (за исключением двух бомб, застрявших в бомболюке), а заодно выбросили за борт все ценное оборудование, карты и документы. Теперь оставалось лишь найти место для вынужденной посадки, а сделать это оказалось не так-то просто. Штурман Джек Уэйнрайт вспоминал:
"Наконец, мы увидели огни Гётеборга в Швеции и повернули к порту. Нас никогда не информировали о доступных шведских аэродромах, а уж лишившись карт мы и вовсе оказались в "свободном плавании". В конце концов, через 90 минут после боя мы при свете автомобильных фар приземлились на грунтовом аэродроме в Йёнчёпинге."
Посадка стала лишь чуть менее опасным приключением, чем воздушный бой. И дело было не только в недостаточных для столь большого самолета размерах аэродрома. После встречи с "Юнкерсом" в кабину через многочисленные пробоины врывались мощные потоки холодного воздуха, так что изрядно обессилевшие от ран Кокс и помогавший ему Симпсон получили еще и обморожения кистей рук. В результате 20-тонный "Ланкастер" неуклюже ударился колесами о грунт, подскочил вверх на 10 метров, но пилот все же смог сохранить контроль над машиной и приземлить ее, остановив в считанных метрах от берега озера Веттерн. При этом бомбардировщик получил дополнительные повреждения и в дальнейшем был списан, став, таким образом, последним "Ланкастером", потерянным в ходе Второй мировой войны в результате воздушного боя, равно и последним самолетом, сбитым летчиками 2-й авиагруппы германской ночной истребительной эскадры NJG 3.
Все остальные британские машины, принимавшие участие в рейде на Тёнсберг, смогли отбомбиться по цели и вернулись на свои аэродромы. В результате этого налета нефтеперерабатывающий завод был настолько сильно разрушен, что его работу удалось возобновить только к концу 1949 года. Помимо сотрудников предприятия и немецких военных, имелись убитые и раненые среди гражданских - часть бомб упала за пределами объекта атаки среди жилых домов. Всего в ту ночь в городе и на заводе погибло 132 человека - 80 немцев и 52 норвежца.
После благополучного завершения этого самого тяжелого из выпавших на долю Артура Кокса и его товарищей испытаний все семеро авиаторов были интернированы, а раненых незамедлительно доставили в ближайший госпиталь и оказали им необходимую медицинскую помощь. К концу мая они вернулись в Англию, за исключением одного лишь Роберта Смёртуэйта - полученные им ранения оказались настолько серьезными, что он пробыл на лечении в Швеции до середины июля. Проявленные экипажем храбрость и самоотверженность были по достоинству оценены командованием: флаинг-офицер Артур Кокс и флаинг-офицер Джек Уэйнрайт были награждены орденами "За выдающиеся летные заслуги". Что же касается сержанта Джорджа Симпсона, то 12 марта 1946 года он вместе со своей женой Нэнси и дочерью Нормой был приглашен в Букингемский дворец, где король Джордж VI лично вручил ему медаль "За выдающуюся доблесть".
Michael Traurig