Найти тему
Ж у р н а л и с т

Политико-правовые институты ЕС: Венецианская комиссия при ПАСЕ, Европейский суд по правам человека, Совет Европы, ПАСЕ.

Эти организации ведут мониторинг демократии и прав человека, выдают резолюции, осуждающие или одобряющие те или иные политические силы, в том числе с целью повлиять на электоральный результат. Объектом мониторинга ПАСЕ Молдова является с 1994 года. Венецианская комиссия интерпретирует законы, конституцию, дает рекомендации по изменению законов. Все законы, принимаемые Республикой Молдова, проходят экспертизу этих структур.

Практика показывает, что ЕС, СЕ, ПАСЕ, ЕСПЧ играют на стороне праволиберальных партий. К примеру, в апреле 2009 года Партия коммунистов Республики Молдова выиграла парламентские выборы, набрав 48% и 60 мандатов из 101. СНГ и Россия признали результаты выборов, но некоторые чиновники ОБСЕ вдруг заговорили о замеченных нарушениях, и ЕС направил в Молдову комиссию по расследованию во главе с председателем Совета Евросоюза Миреком Тополанеком. При этом ранее эти же международные структуры признали результаты выборов.

Европа после долгого молчания высказала свою позицию посредством двух резолюций Ассамблеи Совета Европы и Европейского парламента, в которых отмечалось:

«Правительство несет ответственность за обеспечение права граждан на безопасность во время проведения протестов. Мы также обеспокоены насильственными действиями, допущенными полицией после выборов».

То есть ПАСЕ сочла, что не оппозиция, а власть виновата в беспорядках, так как не обеспечила безопасности граждан.

Сам факт, что на сессии ПАСЕ присутствовали представители Либеральной, Либерально-демократической партий, а также альянса «Наша Молдова», но не Партии коммунистов, говорил о негласной поддержке оппозиции. В этой ситуации аналитик «Уолл стрит джорнэл» Влад Сокор, который на протяжении последних четырех лет активно поддерживал Владимира Воронина и лоббировал его интересы в ЕС и США, заявил в конце мая, что время его прошло:

«Сегодня существуют определенные предпосылки того, что в случае досрочных парламентских выборов коммунисты останутся в меньшинстве. Главной причиной такого исхода может стать недостаток профессионализма членов команды правящей партии».

По сути, В. Сокор озвучил позицию правящих кругов Запада, разочаровавшихся в верхушке ПКРМ. В подтверждение этой отрицательной позиции МВФ отказался предоставить кредит, «ожидая полной стабилизации политической ситуации».

В результате провалившихся переговоров с МВФ Молдова потеряла в 2009 году около 200 млн долларов. 24 июня президент страны разразился нападками в адрес фонда. По его мнению, представители МВФ поступили так же, как и в 2001 году, когда ПКРМ пришла к власти, «однако спустя четыре года вернулись, изумившись нашим успехам». «Нам удалось, потому что вас здесь не было», — сказал глава государства об МВФ.

В этой сложной ситуации ЕС так и не дал Молдове статуса ассоциированного члена, не открыл безвизовый режим и зону свободной торговли, не промолвил ни слова о европейской перспективе страны, предложив взамен «Восточное партнерство». Это оказалось тяжелым ударом для правящей партии, которая не скрывала своей досады.

Таким образом, Молдове на время был закрыт путь в Европу, но все эти привилегии получил в 2009 году правящий Альянс за европейскую интеграцию: деньги МВФ, новый план по либерализации виз и ассоциации и т. д. Запад построил себе новый инструмент в Молдове — АЕИ, а ПКРМ отбросил в утиль.

ПКРМ, имея 60 мандатов из 101, так и не смогла найти одного голоса для избрания своего президента, решив распустить парламент. Удивительно, но пришедший к власти АЕИ, имел всего 53 голоса и удержался до ноября 2010 года. Потом, имея 58 голосов, сохранил власть день, найдя голоса среди коммунистов-раскольников.

Заставив в 2005 году правящую ПКРМ отдать оппозиции Координационный совет по телерадиовещанию, Счетную палату, Центризбирком, в 2009-м европейцы согласились с тем, чтобы правящий Альянс за европейскую интеграцию сохранил контроль над ними. Заставляя ПКРМ проводить экспертизу всех законопроектов в ПАСЕ, ЕС негласно разрешил АЕИ принимать законы по собственному усмотрению, что привело к ущемлению прав оппозиции.