C момента вступления Румынии в НАТО 29 марта 2004 года и в Европейский Союз 1 января 2007 года Республика Молдова стала сферой прямого интереса Запада в целом и Румынии в частности. Именно с 2004 года влияние Запада в Молдове значительно усилилось. Как следствие, правящая коммунистическая партия отступила от своих предвыборных обещаний в отношении русского языка и вхождения Молдовы в российско-белорусский союз.
За это время США и их союзниками было проведено несколько мощных спецопераций, затронувших геополитическую карту региона:
— провал подписания «Плана Козака» в 2003 году вследствие прямого вмешательства посольства США и непрерывных протестов «гражданского общества», сидящего на западной грантовой игле;
— подписание Молдовой плана «Молдова — Европейский Союз» в 2005 году, открытие посольства делегации ЕС в Молдове, внедрение на Днестре Миссии Европейского Союза по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM) и начало жесткого экономического контроля;
— расширение переговорного формата по Приднестровью с «три плюс два» до «пять плюс два» и принятие закона об особом статусе Приднестровья в 2005 году;
— твиттер-революция 7 апреля 2009 года, закончившаяся выдавливанием Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) из власти; к тому времени Запад был недоволен двойственной позицией лидера ПКРМ Владимира Воронина и его заигрываниями, начиная с 2007 года, с Российской Федерацией; апогеем стало подписание 18 марта 2009 года Московской декларации совместно с президентом РФ Дмитрием Медведевым и тираспольским лидером Игорем Смирновым, где президент Молдовы признавал необходимость сохранения российского миротворческого контингента в Приднестровье до окончательного урегулирования конфликта, это вызвало сильное недовольство западных консерваторов, которые к 2009 году захватили лидирующие позиции в Европарламенте, во Франции, ФРГ и других ключевых странах ЕС; и как следствие, 7 апреля произошла твиттер-революция, положившая конец восьмилетнему правлению ПКРМ;
— 4 февраля 2010 года президент Румынии Траян Бэсеску объявил, что Бухарест, несмотря на российско-американскую «перезагрузку», намеревается разместить на своей территории элементы американской ракетной системы ПРО, причем молдавские власти никак не отреагировали на эти заявления;
— 16–17 августа 2010 года СМИ распространили информацию о встрече в Грузии исполняющего обязанности президента Молдовы Михая Гимпу и Михаила Саакашвили, объявивших о возрождении блока ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), который с 2007 года утратил дееспособность; фактически Михай Гимпу, имея, по-видимому, моральную поддержку со стороны Траяна Бэсеску и США, пытался воссоздать антироссийский «оранжевый пояс», заменив в этом плане ушедшего в политическое небытие украинского президента Виктора Ющенко;
— проект закона о режиме въезда иностранных граждан (закон № 250), в соответствии с которым иностранные граждане — включая жителей Приднестровья, не обладающих молдавским гражданством, — не зарегистрировавшиеся в молдавских миграционных органах в течение 72 часов после въезда на территорию страны, могут быть оштрафованы на сумму от 200 до 400 леев (17–33 долларов); фактически законопроект предусматривает создание миграционных постов вдоль Приднестровья, что может усугубить раскол и разделение страны; по мнению оппозиционных Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) и Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ), этот закон выгоден Румынии, которая таким образом сможет легче произвести «аншлюс Бессарабии».