Автор: Крыс Питерский (и таки Мыська)
Добрейшего всем утра, родные мои. Продолжаем наши несерьезные изыскания в истории "Протоколов сионских мудрецов". В прошлый раз мы на примере "Дела Дрейфуса" слегка коснулись того, как антисемитизм взаимодействовал с новыми националистическими веяниями европейских умов, а также обещали коснуться других веяний - того самого пресловутого "призрака коммунизма", который излишнего спокойствия консерваторам и любителям идей заговоров и "внутренней угрозы" аппетиту тоже сильно не улучшал.
На всякий случай напоминаем в очередной раз - совершенно противоестественно для нашей раздолбайской манеры было бы претендовать на освещение подобных вопросов во всей, таксказять, глубине глубин. Так что как всегда - перед вами небольшой набросок на тему.
Начиналось все, в общем-то достаточно респектабельно, и как положено - во Франции.
Анри Сен-Симон во многом был типичнейшим "отцом-основателем". С биографией, сочетающей приличное происхождение (папа-маркиз это вам не с рыбным обозом гулять), прогрессивное воспитание - его наставником был в том числе д'Аламбер и умеренное участие в главных событиях эпохи.
Успев поучаствовать в американской Войне за независимость (и даже побывав в плену у англичан), слегка (спойлер: неудачно) поавантюрить в Мексике, Голландии и Испании, он в итоге возвращается во Францию в связи сами понимаете с чем.
Его деятельность в революционной Франции особо бурной, впрочем, не назовешь - чуть помэрствовал, поучаствовал в переделе национального имущества, сколотив на этом небольшое состояние, ну и как положено - посидел в тюрьме. После чего как-то задумался о вечном и потратил оставшуюся жизнь на изыскания в области социальной философии. Как положено мыслителю, пару раз оказывался в полной нищете и в итоге даже умер. Ничего на самом деле сверхъестественного - учитывая, конечно же, бурлящее варево Наполеоновской эпохи, в которой подобные биографии писались сотнями.
Главное то, что именно с трудов Сен-Симона принято вести отсчет социалистической мысли в Европе. Впрочем, в отличие от последующих персонажей, на то чтобы оставить сколько-нибудь системную идеологию легкомысленный француз не сподобился, и впоследствии выступал скорее в роли слегка припорошенного временем портрета на стене.
В общем и целом, сен-симонисты были вполне себе респектабельным и не радикальным движением, в основном размышлявшим в общих категориях о высшей ценности труда, необходимости приоритета научного развития и прочих хороших вещах. Но бурная история XIX века внесла свои коррективы.
На протяжении 1848-49 годов в Европе творилось чёрт-те что. Австрия, Германия, Венгрия, Польша... Ирландия, как же без нее... Даже ассоциирующиеся ныне с тишиной и спокойствием Швейцария и Швеция - везде по тем или иным поводам вспыхивали беспорядки или полноценные восстания, в основном связанные с двумя треклятыми вопросами - национальным и социальным. Грубо говоря, населению резко захотелось жить сытнее и в своей собственной вотчине.
Закончилось все, внешне, довольно таки ничем. Равенства и братства не сложилось, поляки остались без Польши, венгры с австрийцами, во Франции случился Наполеон III. Но осадочек, как говорится, остался.
Разумеется, подобный развеселый карнавал не мог не повлиять на сторонников Новой Европы. Значительная часть из них теперь предпочитала от первого треклятого вопроса "Кто виноват?" (с этим все уже тогда стало понятно - капитал, кто же еще?), переходить ко второму. Тем более, что появились люди, которые, в отличие от французского графа давали на это недвусмысленный ответ.
Который, в частности, был выражен в появившемся еще за год до основных событий (а точнее), 21 февраля 1848 года судьбоносного документа, без сомнений знакомого нашим более возрастным читателям хорошо, но более юному поколению - в лучшем случае по наслышке.
Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил. Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.
Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.
Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.
Да-да, он самый. "Манифест коммунистической партии". Несложно, прочитав приведенные выдержки оценить количество тех, кому подобные идеи мягко говоря, не сильно понравились. Не говоря уже о всем известным лозунгах о цепях, кроме которых нечего терять и пролетариях всех стран, которым необходимо было объединяться. Ну и первое поминание пресловутого "призрака коммунизма", который бродит по Европе - только сейчас выглядит забавным, а тогда звучало довольно зловеще.
Несмотря на то, что долгое время коммунистическое движение носило довольно таки теоретический характер - его популярность и полная несовместивость с идеями "старого мира" и остатками Венской Европы мягко говоря напугали держателей преференций этого самого мира до недержания. Напомним, что при этом у них все еще оставались более чем значительные возможности для формирования общественного мнения...
В общем, было лишь вопросом времени, пока в массовом сознании будет последовательно закреплен новый зловещий образ. Не старых бунтарей, протестующих против законных монархов и правительств исключительно по дурости и порочности - но сплоченной организации, не ограниченной рамками отдельного государства, ставящей своей целью полную "перезагрузку" мира с отменой столь милых сердцу скреп и традиционных ценностей. При этом - любящей составлять мрачные списки "правил черного властелина". Парадоксальным образом соединившись с уже существовавшим в массовой культуре костяком в виде "иезуитского мифа" (совершенно прелестнейшая тема, но это потом), эта концепция, как сказали бы ныне, стала "мэйнстримом" в теориях заговоров.
В общем, запрос на новые мрачные тайны был составлен. И как мы уже знаем - был реализован на все сто... Но о прочих подробностях уже в следующих частях.
Спасибо за внимание! Не составляйте коварных заговоров и берегите себя! Мыська машет на прощание красным флагом и верещит "Марсельезу"
P.S. Да, мы не помянули Фурье, Оуэна, анархистов и еще кучу всего. Мы знаем.
P.P.S. По традиции, поклянчим денег. Напоминаем, если вы сочувствуете нашей пушистой компании и хотите выразить благодарность за наш труд (что совершенно необязательно) - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 4276 5500 7703 9157.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой