Согласитесь, есть что-то сакральное в конструкции тоннеля. Не зря же даже переход в иной мир у многих народов представляется как движение к свету по темному переходу. Да и первые ходы в земле или скальных породах древние люди выкапывали в ритуальных целях — для захоронений. Один из самых древних тоннелей построен более 3 тысяч лет назад в Египте — он проложен на стометровой глубине и ведет к гробнице фараона Сети I.
С развитием цивилизации тоннели стали играть важное значение в решении задач водоснабжения, обороны и, конечно, транспортной инфраструктуры. Менялись и подходы к освещению. Помимо обязательных аварийного и общего функционального все чаще применяется цветная светодиодная подсветка.
Эвпалинов тоннель на острове Самос в Греции построен в VI веке до н. э. по приказу тирана Поликрата для проведения акведука и обеспечения города пресной водой на случай осады. Его длина 1036 метров, строительство шло 10 лет. Целое тысячелетие тоннель активно использовался, а потом был забыт за ненадобностью. О нем снова вспомнили в 1882—1884 годах благодаря запискам Геродота, включившего это сооружение в свой список семи чудес света. Сейчас это одна из туристических достопримечательностей острова. Благодаря системе освещения здесь создана выразительная атмосфера, передающая особый дух этого места.
Современные тоннели нередко представляют собой шедевры инженерной и конструкторской мысли, преодолевая многокилометровые препятствия как по суше, так и по воде и даже под ней.
Гота́рдский базисный тоннель (нем. Gotthard-Basistunnel, GBT) в Швейцарии проложен на глубине более 2 тысяч метров. При проходке из скалы извлекли более 28 миллионов тонн породы, большая часть которой использовалась в составе бетонной смеси при строительстве. В тоннеле создана уникальная 32-километровая система вентиляции — самая большая из всех когда-либо построенных в мире. На строительство ушло 17 лет, при том что работы проводились 24 часа в сутки без выходных. Было потрачено 11 млрд. евро.
Длина тоннеля 57,1 км, а с учетом служебных и пешеходных переходов — 153,4 км. До 2018 года это был самый длинный железнодорожный подземный переезд. Он пересекает центральный массив Швейцарских Альп, соединяя Швейцарию с Италией.
Примечательно, что энергоснабжением и электрификацией тоннеля занималась компания «ABB Россия». Было проложено более 21 километра защищенных кабелей, установлено 300 трансформаторов и более 500 управляющих устройств. Тоннель оснащен десятками тысяч ламп, сотнями распределительных устройств, трансформаторов и другим электрооборудованием. Любой сбой в их работе тут же передается в систему управления Готарда.
Лердальский тоннель в Норвегии самый длинный среди автомобильных — 24,5 километра — и один из самых красивых. Его фирменная фишка — эффектная светодинамическая RGB подсветка в боковых ответвлениях-гротах. Основная часть проезжего полотна освещается белыми светодиодами, и через каждые 6 км пути в тоннеле устроены боковые съезды, в которых освещение имитирует естественный солнечный свет на рассвете. Это позволяет снять зрительное напряжение, возникающее при длительном движении в однообразных условиях, предотвратить возникновение «гипноза автострады», а также для того, чтобы дать водителям возможность отдохнуть. Этот прием придумала группа психологов, которая участвовала в разработке проекта.
Считается, что Лердальский тоннель один из самых безопасных в мире. В случае выхода из строя системы вентиляции или критическом повышении концентрации выхлопных газов, он полностью закрывается для движения.
Самый глубокий в мире Eiksundtunnelen, или Эйксундский тоннель также расположен в Норвегии. При скромной длине в 7,8 км в самом глубоком месте он достигает 287 метров ниже уровня моря, причем от дна Стурфьорда в некоторых местах тоннель отделяет всего 50 метров скальной породы.
Впечатляет, что тоннель был построен для удобства жителей двух небольших поселков, общая численность населения которых всего 40 тысяч человек. Причем это лишь часть дорожного комплекса, в который входят еще два тоннеля и 405-метровый мост.
Самый длинный по подводной части Channel Tunnel, или Le tunnel sous la Manche, известен также как Евротоннель. Двухпутный железнодорожный тоннель длиной около 51 км, из которых 39 км проходят под проливом Ла-Манш, соединяет Британские острова с Францией. Сдан в эксплуатацию в 1994 году. За 6 лет строительства была потрачена рекордная даже для нынешних времен сумма — порядка 9 млрд фунтов стерлингов (21 млрд долларов).
Подсоединенный к сети скоростных железных дорог, тоннель может использоваться и автолюбителями. Автомобили загоняются в Eurotonnel Shuttle — 775-метровый автопоезд, который за 35 минут пересекает пролив по тоннелю.
Специально для тоннеля были разработаны двухпатронные люминесцентные светильники 18 Вт, устойчивые к экстремальным условиям эксплуатации в ходовых тоннелях в течение очень длительного расчетного срока службы. По требованиям заказчика, они должны выдерживать ветер со скоростью 360 км/ч со всех направлений и резкие перепады, на 30 кПа вверх и вниз, атмосферного давления. Была разработана аэродинамическая конструкция, чтобы уменьшить ветровое сечение светильника и характеристики сопротивления, а также обеспечить равновесие сил (подробно об этом читайте в THE LIGHTING JOURNAL, September 1991).
Подводному обзорному тоннелю Bund Sightseeing в Шанхае трудно конкурировать с собратьями по глубине, длине (всего 646,7 метра) или сложности конструкции. Зато он обеспечивает посетителям незабываемые впечатления благодаря мультимедийным и световым эффектам, которые превращают пятиминутную поездку в межгалактическое путешествие.
Вагончики экскурсионного поезда на магнитной подвеске полностью прозрачны, что обеспечивает обзор на 360 градусов. Шестиканальная система объемного звучания усиливает впечатления, а звуковые эффекты меняются по мере изменения обстановки.
Световое оформление используется для облегчения навигации в тоннелях автомагистрали Södra länken в Стокгольме. Туннель Årstatunneln имеет две непрерывные полосы движения в каждом направлении, а между некоторыми входами и выходами есть дополнительные полосы движения, в результате чего в самом широком туннеле 4 полосы движения в каждом направлении.
До 2007 года Årstatunneln был самым длинным автодорожным туннелем в Швеции и самым длинным туннелем для городских автомагистралей в Европе.
Тоннели нередко становятся объектами андеграундной культуры. Тоннель Leake Street Arches в Лондоне, известный также как тоннель Бэнкси, проходит под под платформами и путями станции Ватерлоо. Стены 300-метрового перехода сплошь покрыты яркими граффити. Здесь проводятся городские фестивали уличного искусства и культуры. Система трековых прожекторов позволяет изменять освещение тоннеля под каждое мероприятие и создавать уникальную атмосферу. До 2008 года в тоннеле ходили автомобили, но сейчас он полностью стал пешеходным.
Тоннелями, даже самыми длинными и глубокими, сегодня уже никого не удивишь. В своем стремлении преодолеть все мыслимые препятствия человечество идет все дальше и дальше. Так, в 2020 году на Фарерских островах была открыта первая в мире автодорожная кольцевая развязка на 189 метров ниже уровня Атлантического океана. Это часть тоннеля Eysturoyartunnilin, который соединил столицу Фарер, город Торсхавн, с двумя небольшими поселениями на острове Эстурой — Рунавиком и Стрендуром.
Над дизайном объекта работал местный художник Трондур Патурссон. Тоннель украсила светодиодная подсветка в синем цвете. Вокруг центральной опорной конструкции установлена скульптура, изображающая танцующих традиционный фарерский танец людей. Если при проезде по тоннелю настроить радио на частоту 97,0, то можно будет услышать и специально написанную для этого танца музыку.
Самый длинный в России Северомуйский тоннель длиной 15 километров 343 метра известен также тем, что его открытие ознаменовало окончание самого известного в российской истории долгостроя — Байкало-Амурской магистрали, легендарного БАМа. Всесоюзная ударная стройка была начата в 1974 году, а закончена только в 2003.
Еще одно отличие тоннеля в том, что он построен в сейсмоактивной, так называемой рифтовой зоне. В 1959 году здесь зафиксировали землетрясение в 10 баллов. Работы велись в сложнейших геологических и гидрологических условиях. По трассе тоннеля было выявлено четыре тектонических разлома шириной от 5 до 900 метров. Приток воды из этих разломов доходил до нескольких сотен кубометров в час при гидростатическом давлении до 34 атмосфер. К тому же часто поступала вода повышенной температуры. Были обнаружены щели-разломы, в которых гранит был перетёрт в песок и насыщен водой: получились плывуны в гранитах. К тому же имело место перенапряжённое состояние пород. По мнению специалистов, набор условий такой сложности до строительства этого тоннеля нигде в мире не встречался.
В 2010 году планировалось установить в тоннеле новую, энергосберегающую систему освещения, так как при такой протяженности применение ламп накаливания очень затратно. Однако общее состояние тоннеля потребовало более серьезной реконструкции всего верхнего строения пути и дренажно-транспортной штольни, поэтому работы были приостановлены.