Найти в Дзене
Изучаю людей

Пять диагнозов в одном ребенке

ОНР, ЗРР, алалия, дизартрия, а вот ещё СНР какой-то поставили, а у моего ребенка вообще пять диагнозов, как это возможно????? Давайте разбираться. 

Начнем с аббревиатур. ОНР - общее недоразвитие речи разных уровней, всего четыре. ЗРР - задержка речевого развития. ЗПРР - задержка психоречевого развития. СНР - системное недоразвитие речи. Что-то забыла если, напоминайте. 

Запомнить нужно важное. Эти диагнозы, аббревиатурные - история не про причину, а про констатацию факта. Речь задерживается (ЗРР), про причину разговор отдельный, мы же констатируем факт - задержалась. Речь недоразвивается так, как следует (ОНР), констатировали факт. Не только речь недоразвита, но и психика (ЗПРР). Речь недоразвита в силу основного неречевого диагноза (СНР)

Зачем нам эта констатация факта, спрашивается, не лучше ли сразу определиться с причиной? Во-первых, это не всегда возможно. А во-вторых, именно эти, констатирующие диагнозы дают нам прекрасную возможность объединить детей в коррекционные группы согласно нарушению развития. 

Детей с ОНР второго, допустим, уровня - вполне можно собрать в единую группу, составить общую программу групповых занятий и прекрасно работать. Ведь мы знаем, что в этой группе нет детей с нарушением слуха и интеллекта. Диагноз ОНР таким детям НЕ СТАВИТСЯ. Соответственно все дети, объединенные диагнозом ОНР, в целом адекватно реагируют на инструкции и способны обучаться в групповой деятельности. 

Что же до детей с аутизмом, синдромом Дауна, глухих - им ставят диагноз системного недоразвития речи при... и указываем основной диагноз. И именно на него уже смотрим, решая вопрос о групповой работе. 

Теперь о дизартриях, диспраксиях, агнозиях, алалиях и прочая и прочая. Диагноз из этого списка вполне может быть выставлен ребенку отдельно, без аббревиатуры, а может аббревиатуру дополнять. Мы констатировали факт, написав ОНР - общее недоразвитие речи. Но нам в этом конкретном случае повезло, мы видим причину, и уточняем ее, добавляя - обусловленное артикуляционной диспраксией. Ребенок вполне может присутствовать на групповых занятиях, на которые мы соберём детей с диспраксией, моторной алалией, дизартрией, и расскажем о признаках времён года, например, узнаем массу новых слов, поучимся обобщать и классифицировать. А индивидуально мы поработаем с ребенком с дизартрией и диспаксией уже по-разному, в зависимости от структуры дефекта. 

Теперь про ребенка, у которого пять диагнозов. Да, такое тоже бывает. Бывает, что диагнозы даже друг другу не противоречат, а дополняют. ОНР, обусловленное артикуляционной диспраксией, псевдобульбарной дизартрией. СНР при РАС, обусловленное артикуляционной диспраксией, дизартрией. Пять что-то не получается выдумать 😆

Бывает, что просто пять разных специалистов пройдено и каждый посиавил диагноз правильно, но в рамках своей терминологии и времени приема. Дисфазия развития. ЗРР. ОНР. Моторная алалия. Мы видим два диагноза, друг другу противоречащих - ЗРР и ОНР, но по сути все верно, просто ЗРР был выставлен до трёх лет, а ОНР - после. 

Ну а бывает, что каждый лепит в меру своей испорченности 😆 РАС. Атипичный аутизм. Синдром Аспергера. Олигофрения. ОНР. Сенсомоторная алалия. Урааа!!! Вот он, точный диагноз!!! Чем он точнее предыдущих, не очень понятно. Но что маме нравится больше - факт.

А теперь вы, пользуясь случаем спросите меня, куда я дела алалию сенсорную, или сенсомоторную, о которой сейчас упомянула. И я, попытавшись улизнуть от ответа, и будучи все же припертой в угол, отвечу - а не люблю я про нее говорить в этом ключе, потому что она никуда не лезет и не группируется. И вот почему. По определению алалия, смотрим выше - нарушение речи при сохранном слухе и интеллекте. И все вроде нормально, когда мы говорим об алалии моторной. Ребенок не говорит, но все понимает. Что же такое сохранный интеллект при нарушении понимания речи - для меня это зверушка не очень понятная. Да, тут можно поиграться с понятиями первично или вторично. Для объединения же детей в группы для нас это не имеет значения. Ребенок либо может обучаться в группе, либо нет. При непонимании речи - это будет либо сложно, либо невозможно.

Но пока что выходит, что ребенок с сенсорной алалией де-юре отправляется в группу ОНР, алалия же. А де-факто ему неплохо бы оказаться в составе СНР, как человеку, для занятий с которым необходимо в наипервейшую очередь учитывать структуру дефекта.

Что по итогу получается. Немногочисленные оставшиеся логопедические группы наполовину и более заполняют дети с сенсорной алалией (а половина этой половины - с аутизмом, ведь дифференциальная диагностика очень затруднена), неспособные обучаться фронтально. Программа не реализуется, план трещит по швам, дети, которым действительно необходима помощь в рамках логогруппы, ее не получают.

Впрочем так ли важно все вышенаписанное с учётом постоянного сокращения логогрупп и всеобщей инклюзии, не знаю. Но пока констатирующие диагнозы ещё в обиходе, написать о них стОит.

Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, поведенческий специалист. Приобрести диагностический курс, при помощи которого можно определить уровень развития ребенка и составить программу коррекции, по специальному летнему предложению возможно здесь.