Многие современные рекламные «фишки» были изобретены еще несколько столетий назад
Реклама на Руси появилась очень давно: в годы правления Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого. Тогда, впрочем, этого слова не существовало, а роль слоганов играли веселые стишки, придуманные зазывалами, которых нанимали купцы. Задача такого коробейника состояла в том, чтобы облечь в рифму главные сведения о том или ином товаре, включая цену и качество.
Двигатель торговли: как реклама в России стала настоящим искусством
Многие современные рекламные «фишки» были изобретены еще несколько столетий назад
Реклама на Руси появилась очень давно: в годы правления Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого. Тогда, впрочем, этого слова не существовало, а роль слоганов играли веселые стишки, придуманные зазывалами, которых нанимали купцы. Задача такого коробейника состояла в том, чтобы облечь в рифму главные сведения о том или ином товаре, включая цену и качество.
Реклама швейных машинок Singer на открытке Владимира Табурина. 1900-е годы
ФотоMatteo Omied / Alamy via Legion Media
Зарождение рынка услуг
Следующим этапом развития рекламы стал лубки, которые пользовались большой популярностью. Яркое изображение на деревянной дощечке, похожее на детский рисунок, могло быть поучительным, смешным или содержать описание какого-нибудь товара.
С развитием печатной прессы вперед шагнула и рекламная «индустрия». Реклама проникла уже в первую российскую газету — «Санкт-Петербургские ведомости», издававшиеся с 1700-х годов по распоряжению Петра Великого. Газетная реклама тех лет была похожа на современные объявления на специализированных сайтах — читателям предлагали не столько товары, сколько услуги. В частности, помещики продавали через объявления крестьян, а гувернеры, учителя, няни и швеи искали работу.
В XVIII веке в саморекламе преуспели выходцы из Европы. Так, французы, покинувшие родину из-за революции, приступали в России к поиску работы и заполняли своими предложениями последние страницы прессы.
Показать товар «лицом»
В XIX веке «любительскую» рекламу стала вытеснять профессиональная. Знатоки продаж открывали рекламные бюро и заключали договоры с типографиями на массовый выпуск ярких листовок и афиш. В историю вошел основатель «Центральной конторы объявлений» Людвиг Метцель, который, вероятно, и произнес ставшую крылатой фразу «реклама — двигатель торговли».
Каждый владелец хоть сколько-нибудь прибыльного магазина считал своим долгом повесить на входе красивую крупную вывеску. Самые креативные предприниматели делали рекламу за счет внешнего вида собственных магазинов. Так поступил «молочный король» Александр Чичкин.