Найти тему
Читатель Толстов

Лучшая русская проза: восемь новинок «Редакции Елены Шубиной»

Оглавление

18.08.2022

Прочитано в 2022 г. Выпуск 633

Павел Басинский «Бегство из рая»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2022 г.
-2

У меня сегодня «русский» обзор «Читателя», где рассказываю только о новинках русских авторов, целиком состоит из новинок издательства «Редакци Елены Шубиной», что случается нередко. Начнем с новой-старой книги Павла Басинского. Лучшей книгой у Басинского я считаю «Подлинную историю Анны Карениной», его новую книгу. А до этого лучшей у Басинского считал «Посмотри на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой». А еще до этого – «Бегство из рая», описание последних дней жизни Льва Толстого, кажется, за эту книгу Басинский стал лауреатом премии «Большая книга». И вот сейчас «Бегство из рая» выходит в новом издании, новом оформлении, для нового поколения читателей, которые, скорее всего, ее не знают. И я ее перечитал с удовольствием. И еще раз убедился, что Павел Басинский исключительно, непостижимо великолепный исследователь, умеющий сочетать две важных ипостаси – академическую точность описываемых событий с этакой лихой репортерской занимательностью. Вроде бы и описывается что? – как один престарелый писатель сбежал из дома, скитался, и потом помер на станции – а вот оторваться невозможно. Конечно, такую книгу в обязательном порядке рекомендую. Хотя лучшей книгой Павла Басинского для меня по-прежнему остается «Подлинная история Анны Карениной», я писал о ней в «Читателе Толстове».

-

Роман Сенчин «Елтышевы»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2022 г.
-3

Это тоже переиздание, и интересный эффект. Когда «Елтышевы» вышли, мне роман не понравился категорически. Я очень не люблю книги, написанные по социальному заказу, отражающему какие-то пункты актуальной «повестки» - и «Елтышевы» мне показались именно таким романом. В то время много писали о том, в какое говно и безнадегу погружается та самая «одноэтажная Россия», живущая в поселках и небольших деревнях – и роман Сенчина был именно об этом. Как отставной милицейский капитан Николай Михайлович Елтышев вместе с семьей перебирается в деревню, пытается начать новую жизнь, но ничего у него не получается, и вся семья его сгинула, провалилась в бездну. Страшно меня раздражал роман «Елтышевы», при том что творчество Романа Сенчина я люблю. А вот сейчас перечитал – и сильно изменил к нему отношение. Мне роман понравился. Повестка - не повестка, он же вообще, в сущности, о другом. О человеке, который пытается выжить во враждебной агрессивной среде, где опаснее всего не природные катаклизмы, не бытовые обстоятельства, а именно люди. Это очень сильный роман о том, как слабому человеку не хватило внутреннего стержня, чтобы противостоять обстоятельствам. Это история Робинзона Крузо, который не выжил. И это – совершенно точно – один из лучших текстов, написанных Романом Сенчиным. Хорошо, что его сейчас переиздали, дали возможность прочесть его после большого перерыва, и оказалось, что с этой дистанции он выглядит совсем по-другому. И отдельное спасибо – в книге после собственно романа подборка критических статей и рецензий на «Елтышевых» из 2009 года (и статья Константина Мильчина о том, как он воспринимает «Елтышевых» сегодня). Отличная, на мой взгляд, идея, очень перспективная: когда переиздание сопровождается подборкой отзывов, как критики приняли произведение в год его выхода, это читается невероятно интересно.

Ольга Кромер «Тот город»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2022 г.
-4

Дебютный роман, необычный. Главный герой, еще школьник, становится другом своей престарелой учительницы, которую все зовут Ося (это сокращение от Ольга Станиславовны Ярмошевской). На дворе 1983 год, школьник готовится поступать в институт, он понятия не имеет, что Ося в прошлом 17 лет отсидела в лагерях. И параллельно начинается повествование – история жизни самой Оси, и тут же мы видим ее бывшего ученика, который пробирается куда-то по зимней тайге, чтобы попасть в некий «Тот город», легендарное поселение, созданное заключенными, сбежавшими еще из сталинских лагерей и до сих пор живущими где-то в дебрях такой вот коммуной. И из всего этого вырастает совершенно дивный роман, который, с одной стороны, наследует лучшим традициям лагерной прозы (Солженицын, Шаламов и проч), с другой – предлагает читателю некий приключенческий сюжет, экспедицию, бросок в неизведанное. И здесь совершенно неожиданные аналогии возникают – то с романом Дмитрия Быкова «Оправдание», то с «Местом» Фридриха Горренштейна, а то и с недооцененной, но великолепной книгой Александра Етоева «Я буду всегда с тобой». Путешествие по следам побега из сталинского лагеря, плюс история женщины, прошедшей все круги следствия, этапов и лагерей, плюс в некотором роде роман воспитания, да ещи и написан таким хорошим, старомодным, красивым слогом. И это роман с определенной идеологией – он совершенно антисоветский, причем осознанном антисоветский (« Нам внушали десятилетиями, что мы живём в самой счастливой на свете стране. Я не буду вас переубеждать. И не прошу вас думать, как я. Прошу просто думать») .Не знаю, кто такая Ольга Кромер, но роман отличный, отличный, настоящая творческая удача.

Алексей Сальников «Оккульттрегер»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2022 г.
-5

Мне понравилось. Городское фэнтези, в духе, как уже многие заметили, «Альтиста Данилова» Владимира Орлова, как всякие инфернальные и мифические персонажи живут среди нас – и помогают, и карают, и защищают. На самом деле произведений такого рода очень много, очень – от «Дозоров» Лукьяненко до «Калечины-Малечины» Евгении Некрасовой. Что можно сказать о романе Алексея Сальникова? Он совершенно точно лучше, чем предыдущий «Опосредованно», о котором я даже писать не стал в «Читателе Толстове», настолько он показался мне бледным. Особенно после блистательного (тут никто не спорит) романа «Петровы в гриппе и вокруг», удостоенного «Нацбеста», экранизации от Кирилла Серебренникова, принесшего Сальникову статус главного российского писателя и все такое. Алексей Сальников писатель, конечно, хороший, но уж точно не главный в русской современной прозе. Тот же «Оккульттрегер» придуман хорошо, да и написан не без определенного стилистического блеска. Остроумный роман, но какой-то незаконченный, вся эта фантасмагорическая машинерия крутится вхолостую. Понятно, что безудержное восхваление «Петровых в гриппе» сослужило автору дурную шутку. Вся читающая Россия теперь ждет, что Сальников напишет вторых «Петровых», а «Оккультрегер» - попытка отойти от «Петровых», поработать в другом жанре. И он мне показался явно хуже «Петровых», к сожалению.

Шамиль Идиатуллин «Возвращение «Пионера»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2022 г.
-6

Любимая моя книга у Шамиля Идиатуллина – «Город Брежнев», крепкий такой производственный/школьный/семейный роман о жизни подростков в 1984 году. А в новом романе «Возвращение «Пионера» сюжет построен на том, что в 1985 году трех 12-летних подростков, советских пионеров отправляют в космос – и потом они возвращаются, из 1985 года, а на дворе – 2021-й, коронавирус, рынок, космонавтами называют полицейских и все в таком духе. Не люблю романов про «попаданцев», вообще фантастику не очень люблю, но у Идиатуллина получилось убедительно показать, какими видят нас советские пионеры: «Все херово. На космодромной части все разрушено, котлован остался. На аэродромной фирмовых машин полно и флаг вместо нашего французский, что ли. Нас, по ходу, НАТО захватило». Мне не все книги Шамиля Идиатуллина нравятся, но «Возвращение Пионера» - добротная подростковая повесть, читать которую будет особенно интересно тем, кто застал в детстве такие фильмы как «Большое космическое путешествие» и «Отроки во Вселенной». И дальше по списку: пионеры держат в руках смартфоны, пионеры посещают супермаркет и остаются живы, пионеры пытаются связать концы с концами, как за 36 лет Советский Союз превратился в этот «флаг вместо нашего французский, что ли». Выглядит как продолжение «Города Брежнева» - как бы пацаны из советского далека чувствовали себя в нашем времени. Хотя это, конечно, больше, чем очередной роман про попаданцев. Шамиль Идиатуллин написал отличную подростковую повесть в лучших традициях жанра, я имею в виду – советского времени. Это такая попытка воссоздать прозу (сюжеты, героев, ощущения от чтения) Владислава Крапивина, что ли. Получилось очень неплохо.

Михаил Шишкин «В лодке, нацарапанной на стене»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2022 г.
-7

Похоже, новые книги Михаила Шишкина пора снабжать наклейкой – «мы знаем, что вы уже десять лет ждете новый роман Шишкина, автора «Взятия Измаила» и «Венерина волоса», но это опять не новый роман, а просто тексты, им написанные». Вот и новая книга, чтобы вы сразу не разочаровались, состоит из двух разделов. В первый вошли тексты из книги Шишкина «Пальто с хлястиком», которая выходила в 2016 году, во втором разделе – тексты из книги Шишкина «Буква на снегу», вышла в 2019 году. Как видите, я тоже жду новый роман Михаила Шишкина, и попутно читаю все тексты, которые он пишет, потом издает маленькими порциями под одной обложкой с указанием, что это «эссе и короткая проза». Шишкин умеет писать, и на разные темы: о современной литературе и феномене изгнания, Набокове и Роберте Вальзере, рассказывает историю эсерки Лидии Кочетковой, которая упоминается в «Русской Швейцарии»… Это хорошие тексты, и их даже неплохо спустя пять лет перечитать (а потом перечитать эссе про Владимира Шарова или Джеймса Джойса во второй части книги, которые уже прочитаны три года назад). И опять же Михаил Шишкин действительно большой писатель – и хороший именно как человек, погружающий читателя в прохладные глубины чистейшего русского языка (даром что много лет живет в Швейцарии), и есть у него способность в маленьком, на три странички, эссе затронуть в читательской душе что-то такое, что потом еще звенит несколько дней… Всем хорош Михаил Шишкин, нельзя не написать про его новую книгу – но это не роман, не роман, не роман. А мы ждем романа, да.

Денис Драгунский «Фабрика прозы: записки наладчика»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2022 г.
-8

Клянусь – вот первая за шесть лет книга Дениса Драгунского (а я пишу в «Читателе Толстове» про все его новые книги), которую я прочитал залпом, а не пытался читать, печально вздыхая. Драгунский (много раз об этом говорил) – явно автор не мой, мне не близки его убеждения, мне не очень нравится его творческая манера, мне кажутся довольно искусственными его сюжетные построения. Но в «Фабрике прозы» нет собственно прозы. Это изъятия из дневников писателя за последние примерно 10 лет, откуда взяты короткие заметки, наблюдения, рассуждения, связанные с литературой, писателями, книгами, воспоминаниями о писателях, с которыми сводила судьба. Тут же – какие-то наброски, замыслы, сюжеты будущих рассказов. Все это выглядит несколько старомодно (как будто читаешь чужой ЖЖ), но вместе с тем получается эффект такой яркой, многогранной исповеди, когда автор высказывается по самым разным темам, комментирует то, что больше всего ему запомнилось в этот день. А вместе получается такой причудливый, но очень притягательный «портрет времени» примерно за последние десять лет.

Вам также придется по душе:

-9

Елена Долгопят «Хроники забытых сновидений»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2022 г.
-10

Три года ждали. После того, как в 2019-м вышла книга короткой прозы Елены Долгопят «Чужая жизнь», постоянно просматривал издательские анонсы – нет ли сообщений о новой ее книге. Вот через три года дождался. Елена Долгопят – уникальное явление для нашей литературы. Ее первую книгу в «Рипол Классик» еще шесть лет назад издавала Юлия Селиванова («Родина»), потом сборник «Русское» вышел в «Книжной полке Вадима Левенталя», три года назад сборник «Чужая жизнь» вышел в «Редакции Елены Шубиной». То есть три ведущих издателя русской современной прозы, разные по политическим взглядам, эстетическим установкам, литературным симпатиям – все издавали книги Елены Долгопят! Она, Долгопят, такая общепримиряющая, уравновешивающая сила в отечественной литературе. Прежде всего потому, что...(продолжение рецензии - ПО ССЫЛКЕ).