Найти в Дзене
Что на ум взбрело

Познавательное – про любовный треугольник из аэробуса А380, викторианской Англии и одного города в Индонезии

Это фото в аэропорту Макассара. Каждый раз в него попадаю, когда прилетаю на Сулавеси. Чтобы вам в яндекс с гуглом не лезть, сразу поясню, что Сулавеси - это остров в Индонезии, а Макассар – это город, самый на указанном острове большой. С населением за миллион, вроде Екатеринбурга или Казани. Но про Казань мы все знаем, то про Макассар – мало кто. Я б и сам не знал, кабы не судьба-злодейка. Раньше Макассар непроизносимо назывался Уджунгпанданг, но это уже совершенно лишнее знание. Заодно это город-порт, известный своими парусниками, поэтому и мужик на фото в аэропорту как Капитан Грант, но без Ассоли и под голубыми парусами, что прискорбно. Да, так к чему про Макассар – а про малоизвестную связь, практически адюльтер этого самого Макассара со всей современной гражданской авиацией, вплоть до аэробуса А380-800. Где прямо со входа тебе улыбчивые стюардессы показывают, куда пройти и на какое кресло пристроиться согласно выданному boarding pass'у. Это еще полгода назад, при ковиде, вместе

Фото какого-то мужика на фоте яхты с голубыми парусами, бороздящего Яванское море
Фото какого-то мужика на фоте яхты с голубыми парусами, бороздящего Яванское море

Это фото в аэропорту Макассара. Каждый раз в него попадаю, когда прилетаю на Сулавеси. Чтобы вам в яндекс с гуглом не лезть, сразу поясню, что Сулавеси - это остров в Индонезии, а Макассар – это город, самый на указанном острове большой. С населением за миллион, вроде Екатеринбурга или Казани. Но про Казань мы все знаем, то про Макассар – мало кто. Я б и сам не знал, кабы не судьба-злодейка. Раньше Макассар непроизносимо назывался Уджунгпанданг, но это уже совершенно лишнее знание. Заодно это город-порт, известный своими парусниками, поэтому и мужик на фото в аэропорту как Капитан Грант, но без Ассоли и под голубыми парусами, что прискорбно.

Да, так к чему про Макассар – а про малоизвестную связь, практически адюльтер этого самого Макассара со всей современной гражданской авиацией, вплоть до аэробуса А380-800. Где прямо со входа тебе улыбчивые стюардессы показывают, куда пройти и на какое кресло пристроиться согласно выданному boarding pass'у. Это еще полгода назад, при ковиде, вместе с тобой с десяток пассажиров на весь А380 и вольготно растянешься поперек салона; а нынче – шалишь, весь самолет забит под завязку и ты по закону подлости попадаешь между двумя толстыми китайцами.

Вот и фотография про стюардесс, как в А380 входишь. Радостно так улыбаются – понимаешь, что профессиональная деформация, но все равно приятно:

салон А380 арабских авиалиний. Обратите внимания на кресла.
салон А380 арабских авиалиний. Обратите внимания на кресла.

Теперь отвлечься, как ни трудно, от стюардесс и глянуть на салон. Тут-то сразу и про викторианскую Англию и про Макассар вспоминается. Загадочно, да? Не вспоминается? А зря. Любопытная история.

Видите, на креслах для гигиены салфеточки под головами пассажиров прилажены? Наверняка не знаете, как они называются. Я и сам не знал. А теперь знаю – называются они «антимакассар». Да-да, именно «анти» этого с некоторой натяжкой прелестного города с более чем с миллионом жителей, в основном малайской национальности - то есть размеров человеков в целом не великого – эсочка, максимум эмочка, так весь миллион в город и влез.

.....

История этого «анти» уходит во времена викторианской Англии. В те времена (середина 18 века) знаменит был индонезийский город Макассар в Европе тем, что в нем изготовляли чудодейственное снадобье – так называемую макассарскую мазь, состоящую из пальмового масла (нам знакомого), масла макассаровского дерева (незнакомого, но что нынче у нас в сливочное масло добавляют – Бог весть), плюс нескольких добавок для запаха. Предприимчивые изготовители впаривали доверчивым викторианским англичанам эту мазь как средство для роста волос [глянул Википедию и узнал, что про нее даже Байрон стихи писал]. Однако спустя 70 лет непрерывного намазывания лысых английских голов выяснилось, что ни хрена волосы от этой «макассарской мази» не растут. Но мазь была чертовски хороша - жирная, едкая и липкая; да и впариватели всего заграничного не унимались. Лысые английские джентльмены, настойчивые в желании обрести волосы и истово верящие в заграничное (мы тут с ними сходны, в поклонении текстам латинскими буквами), мазались и мазались …при этом загаживая шелковую обивку прекрасной английской мебели в стиле чиппендэйл жирными несмываемыми пятнами, где соприкасались с ней головами. Чопорные английские домохозяйки сразу возненавидели эти жирные пятна в тщетных попытках оные смыть или стереть. Самые темпераментные, [насколько определение «темпераментные» подходит к чопорным англичанкам викторианской эпохи], нередко в сердцах восклицали – лучше бы ты остался лысым, старый хрен!

В общем, пятна от макасарской мази ничем не стирались; со временем остатки масла на обивке мебели прогоркали и начинали подванивать. Что в итоге привело массу прекрасных английских кресел и диванов на помойку, отчего и цены на антикварную мебель в стиле чиппендейл нынче высоки.

Но прошло лет тридцать-сорок изгаживания обивок прекрасного английского ситца и китайского шелка и изобретательный английский ум придумал гениально простую меру противодействия злобной макассарской мази - простую салфетку, прикрепляемую к месту, где ожидалась лысая голова английского джентльмена.

Такие салфетки так и назвали - «антимакассар». Они прижились и распространились на подголовники в аэробусе А380 и прочие места, где голова уже совсем не джентльмена, а кого ни попадя соприкасается с мебельной обивкой. Давно нет макассарской мази, и Англия давно не викторианская, и Байрон давненько стихи про мазь не писал - а поди же, сохранилось на кресле аэробуса салфетки с названием, которое мало кто знает. А вы теперь знаете.

Интересно же, да?