Найти тему
Глаза Страха

Как «Дитя Тьмы» привнесло что-то новое в хорроры о детях-убийцах.

Небольшой, но эффектный поджанр ужасов о приёмных детях, как правило, следует определённой формуле. Со своим появлением приёмный ребёнок разрушает семью с помощью манипуляций, или же собственными ручками. Когда же кто-то узнаёт о злодеяниях, то останавливает маленькую угрозу, или погибает при попытке. Какими бы увлекательным ни были подобные фильмы, они следуют проверенными тропами. «Дитя тьмы» соблюдает многие из условностей поджанра, но этот фильм 2009-го года также привносит и кое-что новое.

Когда оригинальный сценарий Алекса Мейса попал к Дэвиду Лэсли Джонсон-Макголдрику, тот получил просторную площадку для игр. Идея Мейса была изложена всего на нескольких страницах, и Дэвиду предстояло восполнить много пробелов. На тогда ещё неопытного Джонсона-Макголдрика повлияли не только «Дурная кровь» и «Добрый сынок», но и «Тень сомнения» Альфреда Хичкока. Сценаристу понравилась задумка, по которой только зрители знают, что что-то не так, в то время, как герои фильма лишь на пути к открытию.

Как и другие подобные фильмы, «Дитя тьмы» начинается с появления в семье нового члена. Кейт и Джон Колманы (Вера Фармига, Питер Сарсгаард) пережили много трудностей, прежде чем задуматься об усыновлении. Их третий ребёнок был мертворожденным, а вторая, Макс (Ариана Энджинир), потеряла слух из-за несчастного случая. И всё же пара нашла в себе желание подарить любовь «кому-то, кто в ней очень нуждается». Тут-то и появляется Эстер (Изабель Фурман), получившая эту любовь. С самого начала Эстер не похожа на других детей в детском доме. Она умна, талантливо рисует и у неё старомодное чувство стиля. А ещё она отличается от сверстников скрытой склонностью к дурным поступкам.

-2

Эстер нелегко даётся адаптация: она не вписывается ни дома, ни в школе. Её новый сводный брат (Джимми Беннетт) обижается, потому что чувствует себя обделённым вниманием, а одноклассники Эстер считают её ненормальной. Кейт и Джон хотят защитить свою новую дочь, но зрители понимают, что другие дети в фильме не просто так не принимают девочку. Более того, они намного раньше взрослых понимают, что с Эстер что-то не так.

Настоящее веселье начинается, когда насчёт Эстер не остаётся никаких сомнений. Её странное поведение больше нельзя списать на болезненное взросление, одарённость или ложную интерпретацию. Образ хорошей девочки рушится, когда Эстер разбивает молотком голову монахини (Си Си Эйч Паундер), прячет тело в домике на дереве и угрожает кастрировать Дэниела, если он кому-нибудь проболтается. Спустя час лента с лихвой вознаграждает терпение зрителей.

Проницательная Эстер понимает, что главный враг в семье Колман – вовсе не другие дети. Это мать, тяжёлое прошлое которой можно использовать против неё самой. Эстер устраивает череду происшествий, чтобы выставить Кейт ужасной матерью. Она подталкивает Кейт к алкоголю, ломает себе руку, чтобы намекнуть на жестокое обращение, и самое главное – подвергает опасности Макс и Дэниела. «Дитя тьмы» проделывает огромную работу, выставляя Эстер жестоким и хитрым созданием, коварство которой опережает её годы.

Каждая сцена этого триллера имеет значение в трагической истории семьи Колман. От депрессии Кейт до распрей между родителями, Джонсон-Макголдрик проникает в глубины семейных проблем, обнажая уязвимые места, на которые может надавить Эстер. Сценарий писался в условиях забастовки сценаристов, но не стоит заблуждаться, «Дитя тьмы» - не скроенный невпопад ужастик. Сценарий ловко выводит на поверхность скрытые проблемы Кейт и Джона, показывает их вопиющие недостатки, при этом вызывая сочувствие к этим персонажам. Эмоциям Эстер не уделяется столько внимания, даже когда её маска сброшена. Но и в ней есть глубокая невысказанная печаль, проявляющаяся скорее в поступках, нежели в словах.

-3

Режиссёр Жауме Кольет-Серра вернулся в Dark Castle, где снимал в 2005-м году «Дом восковых фигур». Как и тот неспешный слэшер, «Дитя тьмы» проходит по протяжённому маршруту. Чтобы сократить количество сцен, части сценария были объединены, но в итоге фильм всё равно получился почти двухчасовым. Благодаря игре ведущих актёров затянутость не так заметна. Каждая минута, проведённая с Эстер, завораживает. Эта чертовка с хвостиками крадёт каждую сцену, в которой участвует. И Фурман, и Фармига обладают талантом и природной харизмой, но подготовка Фурман превосходит труды её старшей коллеги. Помимо запоминания всех реплик, юной актрисе пришлось перенять акцент и выучить язык жестов. Но все её усилия окупились: после просмотра люди запоминают Эстер, а не длительность фильма.

Те, кто впервые смотрел «Дитя тьмы», не имея представления о том, что будет впереди, ожидали появления демонического отродья. Фильм вторил их ожиданиям, поскольку персонаж Эстер по сравнению с Родой Пенмарк из «Дурной крови» поначалу кажется благоразумной. Но чего не ждали зрители, так это самый абсурдный твист 2000-х, которые и так прославились своими странными сюжетными поворотами. Вторя газетным заголовкам о деле Барборы Скрловой, фильм застаёт врасплох, раскрыв Эстер как 33-хлетнюю женщину с гипофункцией гипофиза.

Несомненно, большая часть успеха принадлежит Изабель Фурман. Но выбивающий почву из-под ног вот-это-поворот переходит все границы. Потворствуя ожиданиям, но преподнося большой сюрприз в финале, «Дитя тьмы» заслужил звание одного из самых приятных и закрученных триллеров последних двадцати лет.

-4

(источник: портал Bloody Disgusting, автор оригинальной статьи - Пол Ле)

Не пропустите другие статьи о знаковых хоррорах:

5 безумных идей для «Фредди против Джейсона», которые так и не были реализованы.

Ледяной ад: История «Нечто» с 1936-го по 2011-й годы.