Найти в Дзене

Есть ли жизнь в Мариуполе?

Вот такой теперь вид из окна в нашем доме - прошлогодние снежинки и снеговик на разбитом стекле (которых я не успела смыть до войны) и флаг России, который я повесила в первый же день.
Вот такой теперь вид из окна в нашем доме - прошлогодние снежинки и снеговик на разбитом стекле (которых я не успела смыть до войны) и флаг России, который я повесила в первый же день.

Первую неделю мы жили в родительском доме, вместе с братом и сестрой. Но уже на второй день после приезда в город мы с мужем, сыном и Даринкой поехали к себе домой, чтобы все посмотреть и наметить фронт работы. Да что я говорю? Мы поехали, чтобы просто войти в свой двор, открыть заколоченную входную дверь и понять, что мы дома...

Перед тем, как ехать, мы обнаружили, что среди документов мужа отсутствуют права. Как так? Честно говоря, с документами у нас не сложились отношения ещё много лет назад. Мы забывали свидетельство о рождении сына, когда ехали в Россию 10 лет назад. В итоге, нас высадили на таможне, мы пересели на другой поезд и поехали в Киев на 3 дня (чтобы не так обидно было).

Пару раз у меня были неприятности с паспортом. Один раз ребенок порисовал фотографию, а во второй - я просто выронила его по дороге. Потом со слезами бегала, искала его по всему, проделанному накануне, маршруту.

Но ведь это было давно. Я думала, что мы уже взрослые серьезные люди, и таких оплошностей себе уже не позволим. Но нет же, надо было умудриться оставить права у мамы в России!

Остаться в Мариуполе без машины в это нелегкое время - это то ещё удовольствие.

Мы решили подумать об этой проблеме чуть позже, а пока нужно было съездить домой.

Ехать пришлось на автобусе. Автобусы в городе ходят, но с переменным успехом. Один раз в час, в лучшем случае. Периодически они прекращают ходить, так как водители устраивают забастовку - требуют зарплаты.

Проезд бесплатный для всех, но от этого не легче. Мы еле втиснулись с коляской в набитый автобус и телепались целый час, изнывая от жары.

Но нас даже это не могло расстроить в тот момент. Мы так радовались своему возвращению, что почти не замечали открывшихся перед нами "перспектив".

К тому же мы ехали к себе домой. Впервые после начала войны. Мне кажется, даже если бы автобусы не ходили, в этот день я бы рискнула идти пешком.

Сразу отмечу, что в городе было тихо. Абсолютно никаких военных действий. Но иногда слышны взрывы. Как нам объяснили - это идёт разминирование различных объектов и, в первую очередь, завода Азовсталь.

Когда мы шли на остановку, наш путь проходил через рынок "Космос". На данный момент это самый активный рынок в городе. Нас удивило, какое огромное количество людей гуляет по городу, что-то покупают (откуда у них деньги?), что-то продают.

Очень интересно идёт торговля. Такое чувство, что ты попал в прошлое. Люди продают все подряд. Например, на одном прилавке лежит буханка хлеба, моющее средство для посуды, шуруповёрт, зонтик, футболка, босоножки. Такой противоречивый ассортимент, только в разных вариациях, был почти на каждом прилавке.

Как я понимаю, большинство этих людей продавали то, что у них есть дома. Может, излишки. А может и нет. Нужны деньги, значит, нужно что-то продать. Такова послевоенная реальность нашего города.

Магазины ещё не работали. Вся торговля сосредоточена вот на таких стихийных рынках. Мне сестра говорила об этом по телефону, ещё когда мы были в России, но тогда я себе слабо представляла, что значит полное отсутствие магазинов.

По дороге мы купили бутылку воды, горячую, как кипяток. Света в городе нет, поэтому холодильники не работают. Хотя в некоторых местах, где холодильники работали от бензогенераторов, можно было всё-таки купить охлаждённую воду. Но и она не была холодной. Так как холодильник просто не успевал охлаждать напитки - слишком большой спрос и слишком маленькое предложение.

Но я отвлеклась. Мы приехали, вышли с автобуса, глотнули свежего воздуха, который на тот момент был 35 градусов по Цельсию, и покатили коляску по разбитым дорогам.

Очень много сгоревших, побитых или разобранных на запчасти машин
Очень много сгоревших, побитых или разобранных на запчасти машин

От остановки нужно было пройти минут 15 и все это время мы смотрели не вперёд, а по сторонам. С обоих сторон дороги были дома. Многие из них нам знакомы - там жили люди, которых мы знаем. И теперь мы увидели, во что превратились эти красивые дома.

Я бы назвала Мариуполь "городом разбитых крыш". Почему крыш? Да потому что не все дома разрушены, а вот крыши - практически у всех. У кого-то полностью, у кого-то частично. Хотя и с окнами та же ситуация - они выбиты почти в каждом доме.

А это фото я сделала в соседнем квартале. Вот так выглядит квартира в сгоревшем доме - это один из верхних этажей.
А это фото я сделала в соседнем квартале. Вот так выглядит квартира в сгоревшем доме - это один из верхних этажей.

Сложно было все это увидеть своими глазами. Но хочу я вам сказать, что не смотря на разрушения и отсутствие коммуникаций - людей в Мариуполе живёт уже очень много. То там, то здесь видно, как люди ремонтируют крыши, убирают мусор, готовят на кострах, прогуливаются с колясками. Жизнь идёт своим чередом. И только надписи на заборах "здесь живут дети" напоминает о том, что совсем недавно здесь был ад.

Мы зашли в свой двор и первое, что мы увидели - это трава в половину человеческого роста. Такое чувство, что здесь не ступала нога человека уже несколько десятилетий. Такой заброшенный вид! Много мусора и разбитого стекла.

А через секунду к нам выбежал наш верный пёс, который ждал нас все это время. Как же я его обнимала и целовала! Хоть он и был вонючий, как помойная яма. Я его гладила по голове, а он стоял, прижавшись ко мне, и даже боялся дышать.

А когда мы зашли в дом, мне хотелось плакать. Нет, не потому, что здесь было все перевёрнуто вверх дном, покрыто грязью, стеклами, камнями и штукатуркой. К этому я была морально готова. Я хотела плакать, вы не поверите, от счастья. Я ходила по всему этому мусору, по своим и детским вещам, заходила в каждую комнату и слезы текли сами собой. Я дома. Я всё-таки вернулась...

Всем желающим помочь нам: карта Сбербанка России - 2202 2025 1917 5750.