Найти тему
Про жизнь

Как в России понижали уровень образования и внедряли Болонскую систему

Фрагмент статьи "Что после Болонской системы?" // На фото: АСОНОВ Николай Васильевич
Фрагмент статьи "Что после Болонской системы?" // На фото: АСОНОВ Николай Васильевич

А главное - кто это делал...

Историю вопроса излагает Николай Васильевич АСОНОВ, доктор политических наук, кандидат исторических наук, профессор МПГУ (Россия, Москва):

— Принято считать, что система образования существует как бы вне политики и потому может свободно развиваться по своим, только ей присущим, законам. Следовательно, все её взлёты и падения следует отнести только на счёт тех министерств и ведомств, которые руководят подготовкой кадров и отвечают за их профессионализм.

На самом деле вся сфера образования и воспитания никогда не выходила из сферы ключевых интересов власти и всегда строилась в соответствии с её ценностно-целевыми установками. И если у нас после разрушения национальной модели организации государства и общества, вписанных в стандарт Советской модели управления, был нанесён удар по системе образования, значит это надо понимать, как проявление борьбы с нашим суверенитетом и правом не только на достойную политическую, но и социальную жизнь в целом.

После того, как Б.Н. Ельцин в 1992 г., выступая в Конгрессе США, заявил о том, что защита свободы и демократии Америки начинается в России, стало ясно, что из нашей страны новая власть решила сделать филиал западного мира, который должен играть роль пограничной провинции на стыке Европы и Азии. Именно тогда начался первый этап борьбы с нашим традиционным образованием, созданным трудами М.В. Ломоносова и возрожденного в 30-е годы ХХ в. И.В. Сталиным. Это было то образование, высочайший уровень которого позволил нашей стране сделать два величайших рывка в своём развитии. Сначала это произошло в XIX – начале ХХ веков, а затем повторилось с конца
30-х годов прошлого столетия.

Многим казалось, что В.В. Путин изменит курс на разрушение нашей страны и не допустит обвала в сфере образования. Люди забыли учесть, что ставленник Бориса Николаевича мог стремительно взлететь по карьерной лестнице и занять его место именно потому, что он сумел доказать свою верность не только курсу первого президента России, но и тем, кто стоял за спиной Ельцина и решал вопрос о его преемнике.

Примером подобной ориентации на североатлантическую цивилизацию, подавляющей нашу государственную и образовательную «самость», служит Послание Путина Федеральному Собранию, оглашённое им 16 мая 2003 года. В нём в качестве вектора внешней политики России выделен курс на «широкое сближение и реальную интеграцию в Европу. Разумеется… это – наш с вами исторический выбор. Он сделан. Он последовательно реализуется». С тех пор наш президент не сделал ни одного опровержения данной установки и не внёс соответствующих поправок в Конституцию.

А общенациональная идея, согласно расшифровке Д.А. Медведева, сделанной им в 2008 г., сводится к трём базовым принципам: «Свобода и справедливость. Второе – это гражданское достоинство человека. Третье –
его благополучие и социальная ответственность». Согласимся, что с такими принципами можно быть гражданином любой страны и при этом не любить Россию.

Эта нелюбовь к России как реально, а не декларативно суверенной стране проявила себя уже в декабре 2001, когда для поддержки действующего президента его политических целей была создана партия «Единая Россия». В этом месяце правительство одобрило «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г.». Уже первые плоды этой реформы вызвали в среде профессионалов бурный протест, но власть его умышленно проигнорировала и в 2003 г. подписала Болонское соглашение, следуя установке о «широком сближении» с Европой.

Это сближение в области образования предусматривало четыре главных направления, полностью подавляющих наш суверенитет в данной сфере государственной жизни. 1. Изменение модели высшего образования по западным неолиберальным стандартам. 2. Англоязычная глобализация российского образования. 3. Развитие университетской мобильности по англо-американским стандартам. 4. Скрытый отказ от воспитательной компоненты в образовательном процессе. В основе этого лежит идеологический постулат новых американских властей, получивший название «Liberal Arts» (Либеральная школа), требующий перехода от лекционно-семинарских занятий к кредитно-модульной модели.

С 2021 г., благодаря стараниям А.Л. Кудрина, это направление получило «вторую жизнь» и заметно активизировалось. Результат – резкое интеллектуальное падение подавляющей массы выпускников школ, зашоренность сознания и небывалый рост «клипового мышления».

Таким образом власть добилась для себя главного — понизив общий уровень образования, она внушение и политическую рекламу поставила на первое место и тем смогла добиться лояльности к себе со стороны молодёжи, подавляющая часть которой научилась ставить личные амбиции выше любви к Родине и своему народу, поверив в то, что преданность своему боссу и правящей партии способны вывести любого человека «из грязи в князи». При этом англоязычие каждой «золушке» откроет двери заграничных дворцов, где знание, скажем, русской культуры совсем не нужно.

Подготовила Ушакова Ирина

Источник: газета Слово № 14, 2022 Подписывайтесь на газету «Слово»! Подписные индексы: П4244 и П4362 (индексы каталога Почты России)

Подписаться на Почте России через интернет можно здесь

Подписка на электронную версию газеты «Слово» на сайте «Ист Вью»

Книга "Купола Кремля" здесь

Книга "Три власти" здесь и здесь

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц