Несколько дней назад я писала о книгах из серии «Эксклюзивная классика», которые есть в моей домашней библиотеке. Одной из них была книга Чингиза Айтматова «Когда падают горы», подаренная мне коллегой.
Конечно, я много раз слышала об этом авторе, но вот читать не пробовала. Когда-то в детстве смотрела фильм «Первый учитель» по повести Айтматова, и таким мрачным он мне показался тогда. Сейчас-то я понимаю, что не по возрасту мне это было.
Как бы то ни было, книга сама нашла меня. В аннотации было сказано, что в сборник вошли «два очень сильных и очень жёстких произведения». Настроилась на непростое в эмоциональном плане чтение и начала читать.
Первое произведение было «Тавро Кассандры».
Завязка истории мне очень понравилась. Американская газета «Трибьюн» публикует сенсационный материал. А именно открытое письмо к Папе Римскому с космической научно-исследовательской орбитальной станции. Бывший советский учёный Андрей Крыльцов, назвавший себя космическим монахом Филофеем, объявляет о своём научном открытии. Облучая живущих на Земле людей «зондаж-лучами», он обнаружил, что некоторые эмбрионы на ранней стадии развития подают сигналы о своём нежелании рождаться на свет. На лбу беременной женщины появляется маленькое светящееся пятнышко, которое Филофей назвал «тавром Кассандры». Космический монах считает, что причина этого явления в том, что люди погрязли в ненависти и насилии. Он не знает, какой будет реакция землян на это заявление и просит главу католической церкви высказать своё мнение.
Мне почему-то показалось, что получу я что-то в духе Дэна Брауна, когда наука и религия ищут ответы на важные вопросы бытия. Единственное, мне показалось странным, что Филофей обращается к Папе Римскому. Он, конечно, объясняет, почему он это делает, но мне всё равно это кажется странным.
Как же я ошиблась! Это произведение затрагивает не научные и религиозные вопросы, а вопросы нравственные. Кстати Папа Римский так и не появился в сюжете.
Зато к посланию отнёсся серьёзно футуролог Роберт Борк. Его всегда занимали проблемы мировой цивилизации. Как учёный-футуролог, он строил прогнозы на будущее. На одном из симпозиумов он разговорился с коллегой из Австралии, который выдвинул очень интересную, по мнению Борка, гипотезу о том, почему киты совершают массовое самоубийство, выбрасываясь на берег. «В акте группового самоубийства китов он видит реакцию мирового разума на земные события», - рассказывает Роберт жене. Размышляя об этом, он находит, что открытие Филофея лишь подтверждает, что люди давно перестали жить по совести, в истинном понимании этого слова. Поэтому Футуролог планирует поддержать космического монаха.
В то же самое время люди бурно обсуждают сенсацию. Кто-то негодует, кто-то высмеивает. К Борку обращается Оливер Ордок, кандидат в президенты. Ему предстоит встреча с избирателями, а те обязательно зададут вопрос об отношении политика к посланию монаха Филофея. И Роберт Борк бескорыстно и искренне делится своими размышлениями с Ордоком. А вскоре знакомится с приятным молодым человеком Энтони Юнгером, который и посоветовал Оливеру Ордоку обратиться за советом к Борку. Энтони считает Роберта Борка выдающимся учёным и разделяет его мнение о том, что открытие Филофея игнорировать нельзя.
Эта часть романа читается легко. Очень красиво описаны трогательные и тёплые отношения Борка с женой. Его мысли о семейном счастье. Понимаешь, что это порядочный человек и вдумчивый учёный. Проникаешься к нему симпатией.
А дальше происходит нечто ужасное. На встрече с избирателями люди очень негативно отзываются об открытии Филофея, считая, что тот вторгся в их частную жизнь и попрал их права. Всем наплевать, что он хотел предупредить землян об опасности и побудить задуматься о том, живут ли они по нравственным законам, не слишком ли много зла и насилия творится в человеческом обществе. Главное, что сейчас женщины с тавром Кассандры чувствуют себя опозоренными. И они настроены весьма агрессивно. Оливер Ордок быстро сообразил, как завоевать популярность толпы. Нужен «козел отпущения», тот, на кого люди могут излить всю свою ненависть и ярость. А раз Филофей недосягаем, то пусть жертвой станет …Борк. Напрасно Энтони Юнгер пытался воззвать к совести политика. Нет у него ни чести, ни совести. Он продал Футуролога, предал его, хотя называл себя другом Роберта. Ордок думал лишь о посте президента, а что будет с Робертом Борком, ему было безразлично.
В этот момент я была просто потрясена. Человек совершает такую низость, такую подлость ради славы и власти! Но, оказывается, это было не самое ужасное. Роберт и его жена Джесси были в шоке от того, что сделал Ордок. Слова Джесси: « … он патологический тип, чтобы оказаться в президентском кресле – ради этого он пойдет на что угодно, на любую ложь, клевету и измышления. Я не о нём, будь он проклят. Но какая же страшная картина эти люди, заполнившие огромный спортзал! Это копыта, после которых на душе цветы не растут, а только чертополох колючий, и удавиться хочется».
Однако кульминация ещё впереди.
Роберт был опозорен. Он решил не сдаваться. Всю ночь он писал статью в «Трибьюн», чтобы доказать правоту Филофея: «Тавро Кассандры не знак позора и унижения, в чем пытаются убедить нас иные ораторы, преследующие свои политиканские цели, это – знак беды, крохотный сигнал о великой нашей беде, неожиданной, прежде неведомой людям…». Он хотел выступить с пресс-конференцией, провести дебаты. Его поддержал Энтони Юнгер, который ушёл из команды кандидата в президенты Ордока. Многие коллеги Юнгера сочли его поступок глупостью, ведь эта работа сулила деньги и перспективы. Но для Энтони было важнее остаться порядочным человеком. Именно Юнгер, имея широкие связи, смог организовать присутствие на пресс-конференции самого космического монаха Филофея по телемосту. Вот только планам не суждено было сбыться. Утром разъяренная толпа растерзала Роберта Борка прямо в любимом уголке его сада. Энтони Юнгер опоздал совсем чуть-чуть. Когда он вырвал учёного из рук избивавших его людей, он был ещё жив, но скончался по приезде в больницу.
Ну почему он не послушал жену? Почему вышел к людям, а не сидел в запертом доме и не ждал помощи? Думаю, что сам Роберт судил о других по себе. Он ведь хотел искренне поговорить с людьми, успокоить их. Он шёл к ним с добром, нарядный и доброжелательный, и не мог представить, что ненависть, как вирус, как взрывная волна, захлестнет обычных людей, превращая их в лютых зверей и отключая все нравственные тормоза. Читать без слёз это невозможно.
И вот здесь эстафету принял Энтони Юнгер. Он не струсил, не отступил. Пусть дружба с Футурологом длилась всего пару дней. Энтони вместо Роберта участвует в пресс-конференции. Монах Филофей потрясён гибелью Роберта Борка. Он успел прочитать его статью, которую напечатала «Трибьюн». Филофей транслирует людям трагическую сцену самоубийства на берегах Атлантики стаи китов. Он просит у Роберта прощения и … выходит в открытый космос. Все свои научные дневники и оборудование ученый уничтожил. Для Энтони Юнгера Андрей Крыльцов, он же монах Филофей, оставляет историю своей жизни.
Прочитав эпилог, понимаешь, что советский ученый много дел наворотил в прошлом. Не хочется осуждать его за самоубийство. Как бы ужасно это ни звучало, он справедливо себя осудил. А ещё избавил себя от худшей участи.
Получается, что открытие «тавра Кассандры», как лакмусовая бумажка, показало, кто есть кто. Мне было буквально плохо от того, что истинные виновники смерти Борка (Ордок, толпа) не будут наказаны. Вряд ли они раскаются, ведь с уходом Филофея и Роберта Борка некого ненавидеть. Жизнь вернётся на круги своя, спустя пару недель «тавро Кассандры» исчезнет, страсти улягутся, всё забудется. И только Энтони Юнгер будет помнить. И мы, читатели, будем помнить.
Статья получилась длинной. Однако я поделилась мыслями только от первого знакомства с сюжетом. Там есть ещё много интересных моментов, но это другая тема. Думаю, что буду перечитывать «Тавро Кассандры» не раз, и не два. Чингиз Айтматов талантливый писатель. Буду читать его книги дальше.
О втором романе «Когда падают горы» напишу в следующий раз.