Иногда бывает так, что совершенно случайно натолкнешься на какое-то произведение, о котором раньше даже не подозревал, и оказывается, что, во-первых, оно великолепно, во-вторых, связано сразу с несколькими знаменитостями, а, в-третьих, в основе его лежат подлинные исторические события.
Именно так у меня произошло с фильмом Ридли Скотта «Дуэлянты». Нет, к его фильму «Последняя дуэль» эта кинокартина не имеет никакого отношения. Хотя есть у меня подозрение, что мистер Скотт закончит свою карьеру именно «Последней дуэлью». Это было бы очень символично — ведь с «Дуэлянтов» его карьера началась.
Скотт снял «Дуэлянтов» в 1977 году с весьма скромным по тем временам бюджетом в один миллион долларов (а по нынешним временам — так просто анекдотическим), что лишний раз доказывает, что ценность кинофильма совершенно не обязательно обеспечивается вложенными в него средствами. В главных ролях снялись Харви Кейтель (еще одна легенда кино) и Кит Каррадайн, один из членов многочисленного актерского клана Каррадайнов. Сюжет рассказывает о многолетней вражде между двумя наполеоновскими офицерами, вылившейся в череду дуэлей (или одну дуэль, растянувшуюся на несколько эпизодов).
И вот тут начинается самое интересное — предыстория фильма. Литературной основой «Дуэлянтов» стала повесть Джозефа Конрада (того самого, автора «Тайфуна», «Сердца тьмы» и многих других знаменитых книг), написанная в 1907 году и изданная годом позже. Что еще интереснее, в основу уже повести легла реальная история двух французских офицеров, которую Конрад использовал, чтобы сделать своеобразный «срез» наполеоновской эпохи.
Не доверяя критикам я не поленился раздобыть и прочитать саму повесть (уж простите, но копать глубже, и искать исторические источники я поленился). Что сказать, Конрад — прекрасный писатель, и у него действительно получилось втиснуть в очень скромный объем очень серьезный смысл. Совершенно не собираюсь проводить параллели между ним и Толстым — все-таки сравнивать повесть и эпический роман в принципе невозможно, но на меня «Дуэль» (так называется повесть Конрада) произвела неизгладимое впечатление (что Толстому так и не удалось сделать, но тут скорее виновата насильно кормившая меня «Войной и миром» советская школа).
Конечно, Ридли Скотт немного «поколдовал» над сценарием, и фильм несколько отличается от повести (хотя, на мой взгляд, не так уж сильно, как утверждают некоторые критики, заявляя, что попытка экранизации провальная). Конечно, в фильме чуть больший акцент делается на дуэли и совершенно нет массовых батальных сцен — на один миллион долларов не очень-то развернешься. В отличие от Бондарчука, Скотту никто не открывал безвозвратное неограниченное финансирование, и потому фильм получился почти «камерный». Однако, как и в повести Конрада, в каждом из поединков отчетливо видится отражение какого-то из важных исторических моментов наполеоновской эпохи.
Особенно это бросается в финальной сцене фильма, когда наконец-то побежденный д’Юбером Феро стоит на обрыве в характерной позе и одежде, с явным намеком на уже отбывавшего в этот момент ссылку на острове Святой Елены Наполеона.
Между прочим, я немного проконсультировался насчет сцен поединков со знающими людьми (например, о поединках на шпагах я посоветовался со своей сестрой, мастером спорта по фехтованию, которая основательноизучала и реальное фехтование прошлого), и они сказали, что в плане достоверности поставлены эти поединки не в пример многим современным фильмам. Сам я, признаться, в этом почти не разбираюсь, но склонен верить знатокам.
И да, на Конраде и Скотте парад знаменитостей, связанных с «Дуэлянтами» не заканчивается. В пятом студийном альбоме группы Iron Maiden, «Powerslave» есть песня «The Duelists», посвященная фильму Ридли Скотта.
Вообще я ничуть не удивлюсь, если выяснится, что влияние фильма распространилось еще шире, так что если вы что-то слышали — пишите в комментариях, думаю всем будет интересно узнать.