Метан нам поможет?
Сегодня все возбудились от новой инициативы правительства по переводу автотранспорта на газовое топливо.
ЧТО НОВОГО?
Правительство увеличило долю субсидирования расходов бизнеса и граждан по переводу транспорта с бензина на метан. Теперь власти будут оплачивать 48% таких расходов вместо 24% ранее. Ожидается, что это простимулирует переход с бензина на метан. В течение пяти лет в России должно быть построено около 1300 газовых заправок.
И вот меня все спрашивают: будет ли толк?
ТОЛК БУДЕТ
Собственно постановление еще не опубликовано – почитать бы его. Но в любом случае хорошо, что подобные программы есть. Тема для нас ясная и прозрачная. Экономика просчитана много раз и очевидно, что выгода есть – особенно для тяжелого транспорта.
И метана у нас – завались, хватит лет на пятьдесят (а то и больше) беспроблемной эксплуатации. Как модно сейчас говорить, с энергетической безопасностью у нас всё в порядке.
Но нужно понимать, что речь идет именно о метане, а не о популярном в народе пропан-бутане. Пропан-бутановое ГБО гораздо дешевле, а заправочных станций в десятки раз больше. А метан более требователен к оборудованию, метановое ГБО дороже, заправочных станций мало. Поэтому даже при таком потенциале можно всё профукать.
ТОЛКА НЕ БУДЕТ
Все уже забыли, что у нас была мощнейшая газовая программа, которую государство запустило в 2013 году. Согласно этой программе, в городах-миллионниках к 2020 году мы должны были довести долю коммунального и пассажирского транспорта на метане до 50%. А в городах поменьше – до 30%.
И что же? А ничего. Дизель победил. Мы даже не смогли построить запланированное количество АГНКС! К 2020 году у нас их должно было быть по всей стране около 2000, а реально работало чуть более 600. Понятно, что люди не хотят покупать такие машины – потому что заправляться негде. Да и газ нынче уже не так дешев, как несколько лет назад.
Для сравнения: в крохотной Италии, где не было никаких госпрограмм, свыше 1500 метановых заправок, в Иране — 2500. Странно, правда?
И ни одного ответственного за это чиновника не найти. Кто профукал государственную программу? Кого лишили премии? Кого пнули из министерского кресла? Кто ответил перед государством и автомобилистами? А никто.
А ведь метан на автотранспорте – это гораздо более понятная и простая программа, нежели внедрение водорода или развитие электротранспорта. Но рукой тех же чиновников газовое оборудование теперь - это «внесение изменений в конструкцию», нужно узаконить, а это тягомотина и деньги. А еще техосмотр. Перепродать такую машину сложнее: если новый хозяин захочет снять оборудование, это снова переделки – нужно снова узаконить.
ЧТО ПОКУПАТЬ?
Поэтому есть смысл покупать уже готовые автомобили с ГБО заводской установки. Но у нас метановые легковые машины делали только АвтоВАЗ (Веста CNG и Ларгус CNG) и УАЗ (Патриот CNG). АвтоВАЗ делал около трех тысяч машин в год – на всю страну! А потому что не брали.
Но Ларгус сейчас не выпускают. Весту начнут собирать не раньше второго квартала 2023 года. Что покупать-то?
Более того, всё газовое оборудование – импортное. И если на ту же Весту CNG ставили китайский баллон, то вся остальная газовая аппаратура была итальянская. Будут ли нам теперь итальянцы ее поставлять? Конечно, заменить можно всё – но на это «всё» нужны время и деньги.
ИМЯ, СЕСТРА!
Если есть госпрограмма и выделены финансы, должен быть ответственный человек, с которого потом можно будет спросить. В противном случае, мы и эту программу про… про... проговорим.
Материал подготовил Максим Кадаков.
#лада #ладавеста
ладанаметане #автомобильнаметане #метан