Фоторепортаж после встречи с российской писательницей, автором популярных романов «Хирург», «Женщины Лазаря», «Безбожный переулок» и «Сад»
Марина Степнова - автор настоящей крупной прозы, лауреат самых престижных литературных премий -живет и работает в Москве. Ее добротный роман «Женщины Лазаря» - книга, которую мы, библиотекари, то и дело безоглядно советуем прочесть всем своим читателям, друзьям и знакомым.
Именно с этой российской писательницей и состоялась встреча 18 августа 2022 года в литературной гостиной «Культурного Центра Автоград»! А мне чудесным образом посчастливилось на нее попасть! Проект был реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Интервью с московской гостьей, боявшейся опоздать на самолет, было коротким, но очень содержательным и интересным. Читатели задавали достаточно непростые вопросы. Ответы же на них, и вовсе, поразили аудиторию невероятной эрудицией, прекрасным знанием русского языка и превосходным чувством юмора.
В конце встречи каждый смог подойти к писательнице за автографом!
Но сначала чуть больше об авторе.
Марина Степнова (урождённая Ровнер) родилась 2 сентября 1971 года в городе
Ефремов Тульской области. Отец ее - военнослужащий, мама - врач. В 1981 году семья переехала в Кишинёв. Там Марина окончила среднюю школу и проучилась первые три курса на филологическом факультете Кишинёвского университета, затем перевелась в Москву в Литературный институт им. Горького на факультет перевода. Окончив в 1994 году институт, поступила в аспирантуру. По ее окончании работала главным редактором в журнале «Телохранитель». С 1997 по 2014 год была шеф-редактором журнала «XXL».
В данные момент преподает в вузе и пишет книги. Владеет румынским и английским языками.
Марина Львовна дважды выходила замужем. Первый брак (с сокурсником Арсением Конецким) распался. Во втором браке писательница счастлива, взяла фамилию мужа. Они вместе воспитывают шестилетнюю дочку.
Прозу Марина Степнова начала публиковать в 2000 году. Рассказы («Романс», «Черная кошка», «Где-то под Гроссето» , «Сноб», «Старая сука», «Милая моя Туся», «Бедная Антуанетточка», «Письма Диккенсу» и другие) были опубликованы в литературных журналах «Наша улица», «Новый мир», «Звезда».
С 2005 года стали выходить в свет романы: «Хирург», вошедший в 2005 году в список премии «Национальный бестселлер»; «Женщины Лазаря» (2011), получивший третью премию «Большая книга и в 2012 году вошедший в шорт-листы сразу трех литературных премий («Русский Букер», «Национальный бестселлер», «Ясная Поляна») и впоследствии был переведенный на 26 языков мира; «Безбожный переулок» (2014) и «Сад» (2020), вошедший в 2021 году в список Национальной литературной премии «Большая книга» и ставший победителем в номинации «Выбор читателей» премии «Ясная Поляна».
Не жалею, что не ушла в медицину
- Главные герои большинства ваших романов - «Хирург», «Безбожный переулок», «Сад» - медики. В каком-то интервью вы сказали, что жалеете, что не стали врачом. Это мамино влияние? - задает свой первый вопрос ведущая встречи.
- Мама как раз очень не хотела, чтобы я стала врачом - слишком хорошо понимала, насколько это сложная профессия. Не хотела настолько, что без конца меня испытывала. Я была отъявленная соня и лодырь, и мама будила меня среди ночи и требовала, чтобы я вставала мгновенно, безропотно и сразу включала не только голову, но и хорошее настроение. Потому что на дежурстве врач должен просыпаться, как только его тронут за плечо, и идти к пациенту спокойно, а не дергаясь от злости.
Я боялась крови, а это - откровенная профнепригодность для врача. И потому подростком благодаря маме стояла на самых длинных и сложных операциях, ассистировала медсестрам на гнойных перевязках. С пятнадцатилетнего возраста летом полноценно работала санитаркой в онкологическом институте. Не сдавалась, в общем.
И крови перестала бояться, и нос морщить при виде рвоты, и мама была счастлива, конечно. И теперь я ее очень понимаю – ребенку всегда хочешь лучшей жизни. Врач, учитель, священник - не работа. Это служение. Ты никогда себе не принадлежишь. И - что самое трудное - никто не видит в тебе живого человека. Только спасителя. Функцию, которую в зависимости от результатов лечения либо ненавидят, либо боготворят. Научиться жить с этим непросто - и лучезарных оптимистов среди врачей немного. Надеюсь, хоть немного мама мной гордилась.
А писатель - это кто?
- В одном из интервью вы сказали, что не считаете себя писателем. А кого, по вашему мнению, можно назвать писателем? И только ли количество написанных книг дает человеку право именовать себя им?
- Я очень люблю цитировать надпись, которую нашли на одной из шумерских табличек: «Настали последние времена. Дети перестали слушать родителей, и каждый норовит написать книгу». Надписи примерно шесть тысяч лет, а ничего, как мы видим, не изменилось: каждый блогер гордо именует себя писателем.
У меня назвать себя «писателем» просто язык не поворачивается. Вот Лев Толстой - писатель. А я всего-навсего написала четыре книжки. Хотя, если вдуматься, дело не в количестве книг, конечно, а в том, какие они. Что они изменили. В тебе. В окружающих. Смог ты создать мир, в который поверят так, будто он реальный? Тогда, наверно, все получилось. Но все равно, даже в этом случае называться писателем- верх самонадеянности. Писателем тебя могут назвать только читатели.
- Как вы считаете, талант писателя дается от Бога или в писательском деле можно добиться успехов с помощью упорства и желания?
- Боюсь, без Бога все-таки не обойтись. Ремеслу можно научиться - ему и нужно учиться, кстати. В том числе - писательскому. Но талант, настоящий дар, можно получить только от Бога. Он ведь потому и называется «дар». А вот загубить этот дар или дать ему развернуться - дело рук человеческих.
- Сквозная тема «Женщин Лазаря» - любовь. Как вы считаете, современному читателю по-прежнему интересна эта тема?
- Не думаю, что когда-нибудь люди перестанут интересоваться любовью, поэтому читать романы будут всегда. Любовь - такая же базовая потребность для нас, как воздух или еда. Люди могут не думать об этом, не принимать этого, могут даже привыкнуть к одиночеству, но искать любовь и мечтать о ней они не перестанут. В одиночестве мы пропадаем во всех смыслах. Так было всегда, во все времена: дом, семья, любовь... В сущности, для счастья больше ничего не нужно. Без остального можно обойтись.
- Вы потратили на подготовку «Женщин Лазаря» пять лет. Оправданны ли такие трудозатраты конечным результатом? И не только в вашем случае, но и вообще в писательской профессии?
- Если в таком темпе собирать автомобили, то, конечно, овчинка не стоит выделки. А вот книгам, на мой взгляд, спешка часто вредит. Сейчас считается, что, если ты не выдаешь одну книгу в год, тебя забудут и издатели, и читатели. Поэтому многие мои коллеги встают к настоящему конвейеру. И рано или поздно это становится заметно. Мне бы не хотелось участвовать в этих гонках за популярность. Текст должен пожить с автором, прежде чем отправляться в большую жизнь.
- Есть мнение, что написать детскую книгу - тяжелей всего. Как вы считаете, это действительно так? И если да, то почему?
- Думаю, что написать детскую книгу действительно очень сложно. Дети - не маленькие взрослые, это отдельная, особая фаза человеческого бытия. Беда в том, что, вырастая, мы чаще всего забываем все, что чувствовали и переживали, когда были детьми. Те немногие писатели, которые ухитряются сохранить в себе живые остатки детскости, пишут хорошие книги для детей. И их очень мало - и таких книг, и таких писателей.
Что делать с классикой?
- Как вы считаете, актуальна ли до сих пор русская классическая литература, которую так не любят школьники? Представляет ли она сейчас какую-то ценность? И есть ли ей какая-то адекватная «замена»?
- Школьники по-своему правы - в них русскую классическую литературу заталкивают силком, какая уж тут любовь? Задача школьного словесника - научить ребенка любить читать вообще, а не любить читать Толстого и Достоевского. Если эта задача выполнена, то придет черед и Толстого, и Достоевского, просто в свое время. Достоевского я так и не смогла полюбить, а вот «Войну и мир» или «Анну Каренину» невозможно прочитать в 14 лет и понять раз и навсегда. Эти книги на всю жизнь, их перечитываешь, и перечитываешь. Главное - не отбить этого желания.
А сама русская литература никуда не денется, не волнуйтесь! Беспокоиться, что интерес к ней исчезнет, так же наивно, как беспокоиться, что русский язык засоряется иностранными словами. Весь не засорится - проверено веками! Язык - живой организм, саморегулирующийся, словом «менеджер» или «гаджет» его не убьешь. С литературой то же самое. Даже если издавать тонны фаст-фуд-книжек, Набоков от этого не потеряет ни одного читателя.
Наслаждению чтением надо учить!
- Есть такое устоявшееся утверждение: «Молодежь нынче безграмотная, книжек никто не читает». Как вы считаете, это действительно так? Можно ли как-то пробудить в человеке интерес к чтению и обязательно ли это делать? Ведь действительно есть люди, которые патологически не выносят книг.
- Не выносят - и не надо. Пусть не читают. Это нормально. Мы забываем, что чтение - это не только развлечение, это работа. Высокий труд. Этот труд требует умения, желания, опыта, привычки, выработанной с детства. Чтение - как классическая музыка. Не могут все заходиться от счастья, слушая Скрябина или Малера. Потому что такая музыка требует понимания. Точно так же не могут все сразу, с первых страниц, наслаждаться Кафкой. Этому надо учить.
Что же касается сетований по поводу молодежи, все веками ноют, что молодежь испортилась. Молодежь тем временем, худо-бедно, подрастает, стареет, и тоже начинает ворчать на своих детей, что они ничего не знают и знать не хотят. А цивилизация делает еще шажок вперед. Так что те, кто хочет и любит читать, кого родители приучили к этому с детства- читают. И грамотные они, чудесные, живые - потому что молодые.
- Кого из современных авторов, российских и зарубежных, вы уважаете? Чьи книги можете порекомендовать?
- Я не очень делю писателей на современных и не современных, если честно. Любимые или не любимые - другое дело. Так что у меня на полке и в сердце Алексей Николаевич Толстой, например, отлично уживается с Захаром Прилепиным. И они похожи, кстати, - вот удивляюсь, что никто не замечает. Оба невероятно талантливы, жизнелюбивы, щедры, трудолюбивы фантастически. Люблю Андрея Волоса, автор книг «Возвращение в Панджруд» и «Хуррамабад». А Максим Лаврентьев? Удивительный поэт, наш современник – тонкий, ироничный, грустный, со своим особым голосом. Он поэт на все времена. Просто время понять это еще не настало. Очень люблю Анну Матвееву, писателя из Екатеринбурга – она пишет чудесную прозу. «Вонгозеро» Яны Вагнер – прекрасный роман.
С западными писателями то же самое. Белль, Воннегут, Макьюэн – современны ли они? Для меня – да. Или перечитайте Житие протопопа Аввакума. Это не простое чтение, но вы не пожалеете. Абсолютно гениальная книга, одна из самых моих любимых.
- Ну и традиционный вопрос – каковы ваши литературные планы?
- Ответ тоже вполне традиционный - пишу следующую книжку, продолжение «Сада». Выйдет в свет года через два. Очень надеюсь, что получится хорошая.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гуськова А. Искушение частностью: О книге Марины Степновой «Женщины Лазаря»/ Александра Гуськова //Новый мир. - 2013. - № 3.
2. Евсюков А. Галерея поломанных манекенов: О книге Марины Степновой «Где-то под Гроссето»/Александр Евсюков// Литературная газета. - 2016. - № 9.
3. Пустовая В. Чувство мимимического: О книге Марины Степновой «Женщины Лазаря»/Валерия Пустовая//Вопросы литературы. - 2013. - № 5.
4. Секретов С. Будет больно!: О книге Марины Степновой «Где-то под Гроссето»/ Станислав Секретов//Урал. - 2016. - № 8.
5. Секретов С. Женщины Огарева: О книге Марины Степновой «Безбожный переулок»)/Станислав Секретов // Знамя. - 2015. - № 3.
18.08.22. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь модельной библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», Тел: 30-78-00;
e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтактеhttp://vk.com/library_foliant