Найти тему
Читающим между слов...

Внешняя форма наполненная внутренним смыслом.

Практикующие айкидо достаточно долго и искренне, имеющие опыт взаимодействия с многочисленными соратниками по цеху на семинарских занятиях, мастер-классах, фестивалях и интенсив сборах типа гассюку выработали свой уникальный язык жестов для общения на татами. По форме кисти или искусственно выделенному элементу слабого направления (суки) в ханми они доносят до своих партнёров о характере, скорости, интенсивности и других нюансах техники ещё не воплощённой, но уже зачатой в тонких планах бытия.

Нечто похожее на язык жестов существует в паре снайперов, находящихся на задании и не желающих демаскировать своё присутствие. Такая же система жестов присутствует в группах спецназа на задании, когда для посвящённого в смысл таких жестов понятны планы и задачи для каждого участника.

Возникает некая общая для пары или группы область (поле), объединяющая всех участников единой идеей. Отдельные прежде очаги эгоизма растворяются в этом поле заинтересованности общей целью.

Приступая к изучению айкидо, не все догадываются о его настоящих целях и вытекающей из них специфики методов практики. Большинство начинающих учеников, даже не подозревает, что задача разучить форму движений, обеспечивающих защиту в условиях нападения, являющаяся основной целью в практиках традиционного будо, это только начальная ступень (фундамент) в изучении айкидо.

-3

Когда вы учите стойки (ханми) и перемещения (аси), вы еще не айкидо занимаетесь. Изучение айкидо возможно начинается тогда, когда вы уже освоились с базой и начинаете наполнять эти формы внутренним смыслом.

Я подозреваю, что многим это вовсе не интересно. Многие просто делают техники (ката) и им всё равно, что формы О-сенсея были созданы для того, чтобы вызвать уникальное состояние, а именно то состояние, в котором он находился.

-4

С именем основателя айкидо Морихея Уэсибы связано много легенд, и для одних он является великим мастером боевых искусств, а для других духовным учителем и мистиком. Многие восхищаются созданной им системой единоборств, названной айкидо. Но мало кто знает о том, что формирование айкидо связано с деятельностью не только различных школ бу-дзюцу (боевых искусств), но и с традиционной для Японии религией — синтоизмом.

Изучение дзю-дзюцу стали для Уэсибы не просто изучением приёмов, но мучительным поиском откровения, отклика Пути внутри себя. Циркуляция потоков внутренней энергии «ки», методы её концентрации и управления — вот на что было сфокусировано внимание Уэсибы.

В поисках духовного откровения Уэсиба приходит к старому наставнику дзю-дзюцу Такаги Киэти, который позже познакомит его с Такэда Сокаку— великим учителем школы Дайто-рю айки-дзюцу. Именно эта встреча и стала переломным моментом в жизни Уэсибы. Он обрёл не столько учителя, сколько идею — идею гармонии мира, равновесия, которая лежит в основе столь жестоких и опасных боевых искусств.

-5

Именно здесь Уэсиба знакомится с мистическим понятием «айки», которое позже стало основой его собственной системы боевых искусств. Практически всю теорию будущего айкидо, равно как и его название, Уэсиба выносит из школы Дайто-рю, которая поразила его. С такой гармоничной теорией сочетания духовного и практического ему пришлось столкнуться впервые.

Любая форма проведения приемов всегда выражает некую внутреннюю сущность системы единоборства. Если рассматривать боевые искусства Японии, то на примере прямолинейных, резких движений каратэ-до видно, что они носят явно агрессивный характер, а приемы дзю-до или айки-до воплощают переход податливости и мягкости во всесокрушающую силу.

Искренний искатель смысла обучается не столько приемам, сколько их внутренней сущности; а следовательно, и его характер может измениться под воздействием того стиля боевых искусств, которому он посвящает долгие годы. Будока может стать прямолинейным, напористым и агрессивным, может приобрести хитрость и уступчивость, из которой возникает скрытая атака, а может и научиться мягко, ускользать от любого столкновения, побеждая противника не за счет своей силы, но именно за счет агрессивного напора.

-6

Полузакрытая школа Дайто-рю многими своими чертами, например бросками по круговой траектории и заломами лучезапястных суставов противника, напоминает современное айкидо, но значительно жестче. Так как считалось, что ни один элемент не должен носить показной характер, чего, по мнению некоторых в изобилии сейчас в айкидо. Школа айки-дзюцу была престижной, но полузакрытой, только для самураев.

Уэсиба уже не застал чисто традиционного обучения, когда учитель передавал воспитаннику учение «от сердца к сердцу». Теперь всё было по-другому, на коммерческой основе. Уэсиба вынужден был платить за каждый приём, по 300-500 иен, выполняя ещё и домашнюю работу в доме учителя. А обучался он около пяти лет. Правда, из пяти этих лет практическим занятиям было посвящено чуть более трёх месяцев. Сам Уэсиба неоднократно упоминал этот факт, то ли как свидетельство своих уникальных способностей, то ли как скрытый упрёк своему учителю, далеко не лишенному корысти.

В 1916 г., в возрасте 33 лет Уэсиба покидает школу айки-дзюцу с дипломом от мастера Такэды Сокаку и, возвратившись в Вакаяму, встречает своего будущего духовного наставника, синтоиста Дэгути Онисабуро, лидера секты Омото-кё. Встреча с ним предрешила всю дальнейшею жизнь будущего создателя айкидо. Уэсиба уже подошел к той грани, когда чисто боевые аспекты будо перестали удовлетворять его. Он искал истину, стремился заглянуть в самую суть человека — воина.

Уэсиба не раз слышал истории о великих самураях, которые, достигнув уникального мастерства, удалялись от людей в горы и там достигали просветления.

Морихей чувствовал, что что-то начало приоткрываться во время его обучения айки-дзюцу у Такэды Сокаку. Сам принцип достижения гармонии «ки» в процессе отработки приёмов был ему близок и понятен, он чувствовал, что это его путь. Но безусловная коммерциализация школы мешала ему. Его душе требовался настоящий учитель, духовный, передающий Истину, а не продающий приёмы.

О существовании Дэгути Онисабуро, Уэсибе поведал один из его товарищей. В то время Онисабуро только начал преподавание в горном местности Аябэ, вблизи от города Киото. Он проповедовал некое «Учение о Великой основе» — Омото-кё, которое немногим отличалось от классического синтоизма. Вместе со своим новым учителем и ещё несколькими последователями, Уэсиба проводит в Аябэ в медитациях и духовных беседах около четырёх лет.

Дэгути учил, что ответ воина должен быть всегда пропорционален нападению. В древности самурай мог убить такого же, как он, самурая за небрежный кивок, за неправильно вложенный в ножны меч, а простолюдин вообще мог лишиться головы без всякой причины. Дэгути Онисабуро же привил (прошил) Уэсибе другой подход: сопротивление злу должно быть адекватным нападению. Эта мысль и стала основной в идеологии айкидо.

Уэсиба в таком будо нашел именно то, что его волновало: и красивую технику, и философские рассуждения о гармонии в мире, и методы управления «ки». Чисто боевые аспекты дзю-дзюцу теперь его мало интересовали.

В 1922 г. Морихей объявляет об открытии собственной школы, которую он тогда ещё традиционно именовал айки-бу-дзюцу. Для этого, по существующей традиции, он получил разрешение у своего наставника Такэды Сокаку. Но без ведома последнего, начал трансформацию технического арсенала Дайто-рю, что в свою очередь, конечно же являлось нарушением неписаного кодекса чести. Весь арсенал будущего айкидо был направлен именно на защиту, а не нападение; практически все приёмы можно было применить лишь тогда, когда противник напал первым. Удары рассматривались лишь в качестве вспомогательных элементов. А после бросков обычно следовал залом руки в лучезапястном, локтевом или плечевом суставах. В результате чего противник не мог продолжать бой, но никакой травмы при этом не получал. Так, постепенно начал прослеживаться принцип гуманности в айкидо.

Находясь под контролем своего духовного отца, Уэсиба в 1934 г, вместе с Дэгути отправляется в Маньчжурию с целью создания там отделения секты Омото-кё. Миссионеры развернули весьма активную деятельность, но несмотря на их старания и, в связи со сложившейся политической обстановкой на территории Маньчжурии, они были вынуждены в скором времени вернуться в Японию. Лично для Морихея это путешествие открыли новый этап в его организационной деятельности, и он попадает в высшие военные и правительственные круги. Тем самым ему открылся путь вверх по иерархической лестнице государственных структур. И Уэсиба смог воспользоваться уникальной возможностью для пропаганды своих религиозных идей и собственной боевой системы.

В 1939 г. Уэсиба открывает первую официальную школу айкидо. Располагалась она при небольшом синтоистском храме Ивами, который в наше время превратился в религиозный, духовный и боевой центр айкидо. А спустя два года резко расширяет самостоятельное преподавание боевых искусств и меняет традиционное название айки-будо на айкидо. Обретя, после смерти своего учителя Такэды полную самостоятельность, Уэсиба пользовался огромной популярностью среди мастеров боевых искусств, полиции и армии. Но постепенно такие занятия перестали его удовлетворять и, оставив преподавание в военных и полицейских организациях, Уэсиба занялся только своими учениками и религиозной практикой.

Таинственный монашеский орден – ямабуси – привнёс в мир синоби ритуалы и обряды, позволяющие овладеть почти сверхъестественной силой. Воины тени на века остались преданными последователями ямабуси. Ямабуси посвятили ниндзя в такие методы, что сейчас, спустя многие века, наука не в силах объяснить многие из них (хотя кое-что все же удалось разгадать). Свои секреты монахи передавали только устно. Одной из удивительных тайн ямабуси был метод защиты девятью слогами, кудзи-но хо (Kuji Gosin Ho) – девятью «ступенями могущества».

-8

Ямабуси учили ниндзя, что конфигурации пальцев (мудра) влияют на всю энергетику организма. У каждого пальца, как и у каждой руки, своя энергия. Одни фигуры могли успокоить разум. Другие – давали силу и помогали в критических ситуациях. При складывании рук и пальцев в определенные фигуры можно управлять потоками энергии, как входящими в организм, так и выходящими их него. Это помогает концентрировать сознание и использовать скрытые резервы организма.

Современные специалисты считают, что синоби использовали самогипноз (трансовое состояние). Причем самогипноз на основе так называемой «якорной» техники, при которой задействованы одновременно три якоря: кинестетический (сплетение пальцев), аудиальный (звукорезонанс) и визуальный (зрительный образ). Все это служило спусковым курком для вхождения в боевой транс.

Находясь в постоянных духовных поисках, Уэсибу периодически посещает сатори (просветление). Из религиозной практики синтоистов видно, что далеко не всегда пришедшее озарение бывает окончательным. Оно могло оказаться и одномоментным, но опыт этого переживания сохраняется на всю жизнь. Либо как в случае с основателем айкидо, возникать неоднократно и с возрастающей силой. В частности, Морихею Уэсибе по его словам, посчастливилось пережить такой мистический опыт трижды. После одного из такого сатори, Уэсиба добровольно вместе с небольшой группой близких учеников, удаляется в горы и селится в маленькой деревушке префектуры Ибараки. Где проводят несколько лет в тренировках, медитациях, сложных ритуалах общениях с духами и длительных церемониалах. Можно сказать, айкидо в ту пору, существовало только в качестве закрытой мистической секты.

Из своего добровольного заточения в горах Уэсиба выходит лишь после окончания второй мировой войны, переселяясь с ближайшими учениками в Токио. Он решает, что его цель объяснить людям духовную истину айкидо, причем не, только японцам, но и всему миру. Уэсиба ощущает себя проповедником, духовным наставником, который посредством боевых искусств учит людей гармонии и разъясняет им суетность этого мира.

В том айкидо, которое создавал Уэсиба, существовало немало ритуалов поклонения духам, сложных синтоистских обрядов и мистерий. Но основатель айкидо прекрасно понимал, что чисто духовная, полузакрытая сектантская проповедь уже не устроит современных японцев, всё больше контактирующих с западной цивилизацией. И Уэсиба создаёт первый массовый клуб айкидо, который открывает свои двери для всех желающих. А вскоре, в 1948 г., создаёт и ассоциацию Айкикай. Наибольший рост популярности айкидо пришелся на 50-60-е гг. В июле многие высшие награды японского фестиваля боевых искусств завоевали представители не каратэ, как ожидали многие, а айкидо. Открылось много университетских клубов, принявших тысячи студентов и простых слушателей.

Сам Уэсиба держался особняком от мирских дел, и фактическое руководство доверил своему сыну Кисэмару Уэсибе. Единственное, чего требовал Морихей, — сохранения строгой иерархии и соподчинения, что в принципе сохраняется и до сих пор. Во всём мире официальные национальные организации айкидо существуют исключительно как филиалы Айкикая и создаются с его согласия. Остальные, либо считаются «неофициальными» и стоящими вне истинной традиции айкидо, либо являются создателями собственных стилей, но с разрешения Айкикая.

Последний период своей жизни Уэсиба провел, в префектуре Ибараки, где им был построен синтоистский храм айки. И где со слов своих учеников, в конце жизни Уэсиба активно общался с духами, считая, что они принимают участие в создании айкидо. Основатель айкидо ушел из жизни 26 апреля 1969 г., но его последователи считают, что он превратился в одного из духов — хранителей или по другому, ками.