Почему-то некоторые люди в нашей стране ожидают очередную деноминацию. Таких людей немного, но они есть. С чего они взяли, что Правительство России совместно с Центробанком затеют эту катавасию? Не понятно. Я, лично, не вижу никакого смысла в такой трудоемкой, продолжительной и очень (!) затратной процедуре.
Однако, я не член Правительства, не экономист и вполне могу ошибаться. А, что если действительно…? Деноминация! Интересный МОМЕНТ. Давайте разберёмся.
Кстати, что обозначает это страшное слово - деноминация? Деномина́ция — это изменение (уменьшение) нарицательной стоимости денежных знаков. Своеобразная денежная реформа, при которой назначается новый номинал валюты. Сложно? Если проще, то государство избавляется от излишества нолей на банкнотах. От одного, двух, трех или большего количества нолей. Ну, и соответственно, во всех финансовых документах и на товарных ценниках такое же количество нолей должно исчезнуть.
В истории нашей страны (я имею в виду и РСФСР, и СССР, и РФ) деноминация происходила неоднократно. Если точнее, то 6 раз: в 1922, 1923, 1924, 1947, 1961 и 1998 годах. Последнюю деноминацию многие из нас прекрасно помнят. Проходила она незаметно, спокойно и совершенно безболезненно для населения. Из обращения банками постепенно изымались одни банкноты, а обратно в обращение отправлялись другие. Точно такие же, только без трех нолей, то есть номиналом в 1000 раз меньше. Начиная с 1998 года, в течение 4 лет можно было купить одно и то же, как на банкноту «100 000 рублей», так и на банкноту «100 рублей».
В общем, в самой деноминации для нас с вами нет ничего страшного и боятся ее не стоит. Ну, хорошо. Бояться не стоит. Ждать или не ждать – вот, в чем вопрос!
Зампред ЦБ РФ Сергей Белов, в одном из августовских интервью, так ответил на этот вопрос: «На повестке дня этот вопрос не стоял и не стоит, это я могу с уверенностью сказать. Сейчас экономических предпосылок для деноминации нет, даже не стоит это обсуждать». Кратко и ясно. Вопрос снят, но сразу возникает следующий: о каких предпосылках идет речь?
В основном, деноминация проходит после того, как в стране заканчивается гиперинфляция. Нет, инфляционные процессы могут и дальше проявляться в допустимых (управляемых) пределах. Главное, чтобы гиперинфляция остановилась.
Возьмем для примера всё ту же деноминацию 1998 года. Как до нее развивались события? Буквально в двух словах вам напомню.
1990 год – максимальный номинал банкноты СССР «100» рублей.
1991 год – максимальный номинал банкноты СССР «1 000» рублей.
1992 год – максимальный номинал банкноты РФ «10 000» рублей.
1993 год – максимальный номинал банкноты РФ «50 000» рублей.
1995 год – выпускаются банкноты номиналами от «1 000» до «500 000» рублей.
Проводить деноминацию в период такого стремительного обесценивания государственной валюты бессмысленно. Зачем убирать ноли, если в ближайшее время их придется рисовать снова? Вот когда финансовая стабильность возвращается в страну – тогда да, тогда другое дело. Можно и деноминацию проводить. Что, собственно и было сделано в 1998 году.
Таким образом, деноминация становится своеобразным показателем окончания периода нестабильности и начала лучших времен в экономике страны.
Так что, нам про деноминацию, на сегодняшний день, можно забыть и лучше бы навсегда. Всё будет хорошо!
- P.S. Прочитал эту статью 9-летнему сыну и он спросил: «А почему лучше забыть навсегда? В деноминации, ведь, нет ничего страшного». Для молодого поколения поясню еще раз. ))) Действительно, в деноминации ничего страшного нет, а вот в том, что ей предшествует, очень много неприятного.