Найти в Дзене
PROG ISLAND

Prog Island: Планета GONG, часть 3 - "Shamal" (1975)

GONG - "Shamal" (1975)

Songs/Tracks Listing: 1. Wingful of Eyes (6:20); 2. Chandra (7:18); 3. Bambooji (5:13); 4. Cat in Clark's Shoes (7:43); 5. Mandrake (5:04); 6. Shamal (9:00)
Total Time: 40:01

Line-up/Musicians: Patrice Lemoine - pianos, organ, Minimoog synth/Didier Malherbe - tenor & soprano saxophones, flutes & bansuri (bamboo flute), gong/Mike Howlett - bass, vocals/Pierre Moerlen - drums, vibraphone, tubular bells/Mireille Bauer - marimba, glockenspiel, xylophone, assorted percussions & gong
With: Miquette Giraudy - vocals (3)/Sandy Colley - vocals (6)/Steve Hillage - acoustic & electric guitars (1,3)/Jorge Pinchevsky - violin (2-4,6)/Nick Mason (Pink Floyd) - producer

Продолжение путешествия по планете GONG. Проводник - Вадим Соседко. Часть первая здесь, вторая - тут. Слово Вадиму!

«Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль» Рихард Вагнер

Как часто мы, возвращаясь в очередной раз к чему-то для нас привычному, пытаемся найти в современности точную копию того, к чему уж мы привыкли, того, что кажется нам устоявшимся на века. Но ход времени особо ощутим именно в искусстве. Оно, видоизменяясь постоянно, дает нам образное воплощение самого времени. В мире не может быть написана вторая «Маленькая ночная серенада» нота в ноту повторяющая партитуру великого Моцарта и, если такая вдруг появится, то это будет лишь плагиат, не имеющий право на существование. Потому мы, в большинстве своем, исключая ортодоксов, идя вслед за современными тенденциями, исподволь их ставим на одни весы с уже написанным ранее. Все эти мысли лишь вступление к тому альбому, который выпустили Gong в 1976 году, альбому, ставшему поистине поворотным в истории этой интереснейшей французской группы. Но сначала немного предыстории.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ ПЛАНЕТЫ GONG.
Знаменитая трилогия о Радио гномах закончилась с альбомом
«You» в 1974 году. Ее автор Daevid Allen к тому времени уже высказался, уже выразил в музыке свои искания. Музыканты, поначалу жившие коммуной и полностью поддерживающие его кислотно-космическую идею, постепенно стали все более и более приближаться именно к музыкальной составляющей. Смена составов (а их было немало) привела к реформации группы от психоделической самодеятельности с уклоном в мировосприятие хиппи и поэтику битников к полупрофессиональной, делающей упор на совершенность выразительного музыкального языка. Члены группы уже были не просто аккомпаниаторы идеям Daevid Allen, а стремились самовыразиться. Это очень хорошо видно на заключительном альбоме трилогии, который, на мой взгляд, и явился кульминацией как в музыкальном плане, так и в ансамблевости группы. Уход лидера из ансамбля был очевиден, ведь он всегда был более склонен к идейности содержания, чем к музыкальности. Gilli Smyth, последовавшая за ним, оставила в группе лишь одного из ее основоположников-Didier Malherbe, которому вовсе не хотелось выбирать самолично курс Gong и он поступил мудро, предоставив ансамблю свободу коллективного творчества. Daevid Allen и Gilli Smyth в последующие годы будут заниматься различными проектами, никак не связанными со своим детищем.
Место за клавишными, после ухода Tim Blake, заняла Patrice Lemoine, придав звучанию группы более классическую гармоническую основу, а Steve Hillage,не готовый взять на себя роль лидера,участвует далее лишь фрагментарно и вскоре ее вовсе покидает. Потому на следующей работе он указан лишь как приглашенный музыкант. Pierre Moerlen, бывший в тени до этого, все более и более начинает выступать как аранжировщик и композитор. В 1975 году сформировывается совершенно новый состав Gong с иным, чем ранее, пониманием музыкально языка группы. Многие считают этот момент завершающей точкой в раннем периоде группы и они отчасти правы. Правы в том понимании ухода общего звучание группы в совершенно иную стилистическую область. Но ведь и до этого группа «славилась» непостоянством состава и совершенно «космическим» непониманием законов музыкального языка,сформированного столетиями, потому я не склонен считать данную реформацию чем-то уж очень особенной и вижу в ней развитие группы, которая достаточно выразилась в одной стилистике и теперь постепенно перешла в иной уровень. Да,теперь они заиграли музыку не столь оторванную от привычных прог-роковых и джаз-роковых канонов, но именно тот космический дух,привнесенный Daevid Allen, и придал необъяснимый шарм их стилю. Вот теперь настало время и самой музыки,а она сама все скажет, нужно только уметь слушать.

ШАМАНСТВО GONG.
1.
«Wingful of Eyes» (Mike Howlett). Загадочное неспешное начало альбома сразу же настраивает на картинность образов. Вибрафон, продольная флейта,низкий бас и акустическая гитара Steve Hillage в начале прекрасно дополняют вокал Mike Howlett, постепенно становящийся все более и более экспрессивным. Электрогитара лишь усиливает динамику, но в репризе все опять успокаивается, флейта и вибрафон ставят мягкую запятую в этой трехчастной зарисовке.
2.
»Chandra» (Music: Patrice Lemoine; Lyrics: Mike Howlett). Patrice Lemoine проявляет здесь свои композиторские способности, давая волю нежно-развязанному саксофону Didier Malherbe и волшебным гармониям Pierre Moerlen, сочетающего звонкие и глухие тембры ударных, а ее импровизация нежна и красива. Вокал Mike Howlett уводит окончательно в сферу фьюжн развития и изменениями и темпа и ритмики, оставляя в завершении 5/4 тему, плавно переходящую в этнику.
3.
»Bambooji» (Didier Malherbe).Нереальная фольклорная мелодия, сыгранная в унисон продольной флейтой и вибрафоном, уводящая слушателя в неведомые дали.Отказ от рок-инструментария полностью вычленяет пьесу в разряд этнико-философского созерцания.
4.
»Cat in Clark's Shoes» (Didier Malherbe, Mike Howlett, Patrice Lemoine). Кот в обуви Кларка- образцовый пример 5/4 джаз-рокового дуэта саксофона и клавишных. 2-я часть-неторопливое ¾ andante, приводящее к маршеобразной теме, место которой в варьете, трансформирующейся в чувственное танго с лидирующей скрипкой Jorge Pinchevsky. Но заканчивается весь этот умопомрачительный метро-ритмический коллаж издевательским настырным маршем, сметающим все выстроенные до этого ритмические узоры.
5.
»Mandrake» (Pierre Moerlen ). Пожалуй, что самай прекрасная мелодия на всем альбоме. Унисонное ее проведение у флейты и вибрафона сначала раскрепощает слушателя,уводя в ритмику 7/4, а затем начинается импровизация на 4/4 с драйвовым allegro, но это лишь оттеняет завершение в первоначальном темпе и ритме.
6.
»Shamal». Такой удивительно органичный и коллективный по авторству альбом не может не завершать импровизация. Четкий бас и фанковый ритм дают возможность солировать и витиеватому саксофону, и ксилофону, и маримбе, и чувственной скрипке, оставляя лишь малую часть вокалу.Постепенно затихая, музыка остается звучать лишь в подсознании, лишний раз доказывая свою безграничность. Да,именно так и должен заканчиваться такой одновременно разнообразный и удивительно цельный альбом, не твердой точкой, а многоточием, требующим повторения. Поверьте,что рука невольно тянется включить его заново.
В конце принято обычно выносить вердикт альбому, выставлять оценку. Но мы ж не в школе и мое отношение к «Shamal» , думаю, всем уже давно стало понятно. Потому не буду повторяться и лишь отмечу удивительно сбалансированный звук,заслугу, прежде всего, Nick Mason, выступившего здесь продюсером. Дальше же будет следующий альбом Gong, который покажет еще одну грань этой удивительной в своем непостоянстве группы. Ведь ничего постоянного в музыке нет и быть не может: в этом и состоит ее притягательность.

(с) Вадим Соседко, 2022