Найти тему
Дудела Дудергофка

Демонесса его гения .

В Петербурге, если хочется посмотреть что-то эксклюзивное в рамках культурных событий, то обязательно надо отслеживать расписание мероприятий музея Фаберже. Данный музей делает масштабные выставки с эксклюзивным мировым материалом. Так было ранее с выставками Фриды Кало и Модильяни, в этот раз масштабная и эксклюзивная выставка была посвящена Сальвадору Дали и Гале

"Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала".

На выставке представлены работы гения сюрреализма Дали, некоторые из которых за последние 20 лет не покидали пределы Испании, а какие то картины не разу не покидали Театр-Музей Дали в родном городе художника Фигерасе.
Все картины, представленные на выставке объединяет одно. Они все посвящены жене и музе Дали - Гала.

В прологе своей книги "Дневник одного гения" Дали написал : " Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ"

-2

Гала родилась в 1894 году в Казани и настоящее ее имя Елена Ивановна Дьяконова. Родители Галы были дочь томского купца и адвоката. Галой называла ее мать, считая что это имя больше подходит девочке. Воспитывалась она в интеллигентной семье и обучалась в московской гимназии, где в это время с ней обучались сестры Цветаевы. В 1912 году она была направлена для лечения туберкулеза в швейцарский санаторий Клавадель.

И здесь как раз проявляются те ее свойства, которые и сделали ее одной из самых значимых женщин в искусстве 20 века. В санатории она знакомится с поэтом Эженом Гренделем. Он сразу замечает в ней ее своеобразие и необычность и влюбляется. В Клавадели Гала в первый раз примерила на себе роль Музы. Она стала вдохновением для Гренделя, который впоследствии стал одним из лидеров французской авангардной поэзии первой половины XX века. Гала посоветовала взять ему псевдоним Поль Элюар.

Поль Элюар и Гала в Клавадели

-3

В 1917 году Гала вышла замуж за Поля. Через год у них родилась дочь. Гала соответствовала тем веяниям, которые были в тот период. Выражались они в свободной любви. Через несколько лет после заключения брака Поль и Гала посетили художника Макса Эрнста. Гала стала позировать ему, а после стала его любовницей. Являясь приверженкой свободной любви она не скрывала этого от Поля и убедила его жить втроем. Так образовался любовный треугольник. Причем был он совершенно открытым, они все вместе жили в поместье Поля.

Поль Элюар, Макс Эрнст, Гала и София Тойбер-арп

-4

В 1929 году Гала, Поль и их дочь Сисель отправляются в рыбацкую деревушку Кадакес погостить у молодого испанского художника. Этим художником был Сальвадор Дали. В своем стиле он подготовился к приему гостей: сделал парфюм "Козлиный аромат" из клейкой смеси, в которую входили рыбьи головы, козлиные экскременты и капли лавандового масла, он изодрал рубашку, побрил подмышки и окрасил их синькой и использовал свой парфюм.

Но собравшись выйти встречать гостей он увидел в окно рассматривающую дом Галу. Он сразу же смыл с себя все приготовления, переоделся в ярко-оранжевую рубашку и повесил за ухо цветок герани и выбежал во двор.Поль представил Сальвадору свою супругу Галу. Увидев ее он начал нервно приплясывать вокруг нее. В этот момент он скорее всего понял, что встретил свою единственную любовь. Гале было 36 лет, Дали 25.Впоследствии Дали вспоминал:"Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье. Она стала рассматривать меня как генияи. Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала; воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением. Гала потом вспоминала об этой встрече:  "Я сразу поняла, что он Гений"...

-5

Вернувшись из поездки Гала сказала Полю, что уходит от него. Для Поля это было ударом.

Начав жить с Дали, первое время они жили в бедной рыбацкой хижине. Да и сама жизнь богатством не отличались. И вот здесь проявилась еще одна способность Галы, кроме ее таланта творческой вдохновительницы, она проявила себя в роли агента, этакого менеджера. Она начала активно продвигать работы Дали, договариваться со своими богатыми и влиятельными друзьями, чтобы они вкладывались в Дали, полностью взяла в свои руки все организационные моменты, контролировала все процессы. И вскоре их доходы многократно выросли.
Гала стала единственной, кроме младшей сестры, женской моделью для Дали.
После были поездки в Америку, после которых известность Дали многократно возросла. Дали с большим успехом участвует в выставке сюрреалистов в Лондоне. Работы свои Дали подписывал двойным именем "Гала-Сальвадор Дали" Начался длительный период славы и богатства.
Гала продолжает придерживаться принципов свободной любви. Она заводит молодых любовников, среди которых и молодые актеры, которым она покровительствовала и позирующие модели, и местные рыбаки. Но Дали на публике спокойно к этому относился, говоря: "Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает"
В 60-х годах Дали приобретает испанский замок в городке Пуболь и преподносит его в дар Гале. Она принимает его, но с одним условием: Дали будет допускаться в замок, только с письменного согласия Галы. Дали принял это условие положительно: "Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда. Тесная близость и особенно фамильярность способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние, как показывает невротический ритуал рыцарской любви, страсть усиливают"

В 1982 году она скончалась, Дали тяжело переживал это. Уход его Музы сказался на нем. Пережил он ее на 7 лет.

-6
-7

Первый портрет Галы. 1931 год.

Это самое раннее, дошедшее до нас изображение его музы

-8

Эта миниаютюра выполнена на небольшом прямоугольнике картона, размером с открытку. В этой миниатюре представлен основной набор образов Дали, который он использовал в тот период.
Лицо Галы вставлено в рамку из толстого слдоя краски, который повтаряет форму зеркала, похожего на то, которое было в доме Дали. Вокруг расположены ряд значимых образов: это муравьи, которые ползут от сигареты, по дыму. Кузнечик. Примечателен образ белки-летяги. Изображена она не случайно. У Галы было прозвище, которое ей дал Дали - Белка. За то что она, часто делала заначки и как белка была запаслива.

-9

Внизу картины написано: Для моей Оливетты. Сальвадор Дали. 1931 год. Оливетта это производная от другого прозвища, данного Дали Гале- Оливка. Дал он ей это прозвище за правильный овал лица.

Первородный грех. 1941

-10
-11
-12

В данной композиции прослеживается библейский сюжет. Нога, для которой позировала Гала, символизирует Еву. Вокруг ноги браслет в форме змеи, символизирующий змея-искусителя. И что символично для нынешней выставки, проходящей в музее Фаберже, оригинал этого браслета создан фирмой Фаберже. К сожелаению через несколько лет после написания картины этот браслет будет украден из номера отеля вместе с другими драгоценностями Галы. Ну мужские башмаки в своем сильно стоптанном виде символизируют тяжесть грехопадения Адама.

Два куска хлеба, выражающее любовное чувство 1940

-13
-14

Картина написана в курортном французском городке Аркашоне в 1940 году. Время было смутное, время Второй Мировой войны, вскоре многим известным жителям этого курорта пришлось покинуть это место. В этом году находился на курорте один из известных художников сюрреализма. Также он был известен как заядлый и очень умелый игрок в шахматы. И в качестве соперника он здесь нашел Галу и они частенько разыгрывали партию. Однажды разложив натюрморт из кусков хлеба, он увидел что на столе забыли пешку и он пристроил ее к своей композиции. К хлебу же у Дали давно сложилось определеннное отношение, и он не раз посвящал ему свои картины.

Атомная Леда

Взрыв атомных бомб 6 августа 1945 года, сброшенных на Хиросиму стал для Дали "Сейсмическим потрясением". Этот событие ознаменовало переход от сюрреалистического периода к атомному мистицизму. Как выразился сам Дали в девизе "От психопатологии - к физике и метафизике". Дали начинает изучать квантовую теория и принципы строения атомного ядра. На картинах фигуры начинают распадаться на элементы, все это находится в подвешенном состоянии. Произведения становятся наполнеными образами ангелов, библейскими мотивами, мадонной. Происходит объединение ядерной физики и религиозных мотивов.

-15
-16
-17

Галарина. 1945 год.

-18
-19

Картина написана в "американский период", во время пребывания в США. Как раз перед переходом в "атомный мистицизм". В этой картине виден академичный стиль и техника живописи художников Ренессанса. Почему же такое название у картины? Для Дали одним из влиятельных художников был Рафаэль, у которого была картина под названием "Форнарина". У Рафаэля была возлюбленная Маргарита Лутэ под прозвищем Булочница, потому что по одной из версий отец ее был булочником. Отсюда и название картины, по итальянски булочник Fornario.
Дали изобразил Галу в схожем стиле и в названии совместил Форнарина и Гала и получилось Галарина

Гала позирует для картины

-20

Сам Дали об этой картине говорил так: "Я начал писать эту картину в 1944-ом году и работал над ней полгода, по три часа каждый день. Я назвал ее "Галарина", потому что Гала для меня то же, чем Форнарина была для Рафаэля. И, совершенно непредумышленно, здесь перед нами снова появляется... хлеб! При внимательном и длительном рассмотрении станет ясно, что скрещенные руки Гала похожи на переплетенные прутья корзинки для хлеба, а ее грудь - на горбушку хлеба.
Я уже писал Гала с двумя бараньми ребрышками на плече, выражая свое подсознательное желание проглотить ее. То был период чистейшего разгула фантазии. Теперь же, когда Гала поднялась на высшую ступень в геральдической иерархии моего достоинства, она стала для меня корзинкой с хлебом."

Галатея сфер. 1952 год.

Одна из самых  ярких работ атомного периода

-21
-22

Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, сохраняющими равновесие на ее плече. 1934 год.

В период написания этой картины Дали часто делал такие микропроизведения на небольших поверхностях. При этом в этих произведениях было много мелких деталей.  Этот портрет Дали написал маслом на дереве.

Здесь Галу он рисовал не с нее самой, а вот с этой их совместной фотографии. Помимо ребрышек и Галы мы видим на солнечном фоне Порт-Льигат, место где Дали прожил большую часть жизни и вот этот вот полуразрушенный колодец до сих пор есть там.

Помимо ребрышек и Галы мы видим на солнечном фоне Порт-Льигат, место где Дали прожил большую часть жизни и вот этот вот полуразрушенный колодец до сих пор есть там.

-23
-24
-25

Женщина с зеркалом. 1974 год.

-26

Дали со спины, пишущий Гала со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, предварительно отраженными шестью реальными зеркалами. 1972-1973 год.

-27

Три явления лика Гала. Ок. 1946 года.

-28

Личные вещи Галы

Палехская шкатулка

-29

Зеркальце

-30

Колода карт Таро

-31

Шляпка

-32

Бархатный бант

-33

Клатч с вышивкой

-34
-35
-36