Правление Александра III русская либеральная интеллигенция восприняла однозначно: «Наступили дни черной реакции». Царь действительно считал главной целью прекращение деятельности террористов-революционеров, укрепление самодержавия и подавление либеральных настроений в России.
Прежде всего, усилилась цензура: закрыты популярные газеты «Страна», «Голос», «Московский телеграф», затем журналы «Отечественные записки» и совершенно невинные юмористические «Будильник», «Осколки» и «Стрекоза», все псевдонимы авторов должны быть раскрыты, а в театрах были запрещены к постановке более трети пьес.
В университетах в 5 раз подняли плату за обучение, вводилась обязательная форма, уничтожались все вольности автономии – профессора и ректоры назначались правительством. В гимназии «не рекомендовано принимать «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».
В суде ограничивались компетенции присяжных, а по решению министра юстиции мог вводиться запрет на публичное рассмотрение определённых дел. Общественность стонала, гайки закручивались до хруста, А. Блок эмоционально охарактеризовал время правления Александра IIIи власти его духовного наставника обер-прокурора Святейшего синода К.П. Победоносцева:
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла…
То есть победа реакции, общественная немота, усиление репрессий, боязнь проронить слово против власти… А теперь посмотрим, как это происходило конкретно в живописи: П.М. Третьяков упорно собирает и выставляет в своей галерее весьма откровенные картины – нет, это не обнажённая натура, это та самая правда жизни, которую упорно запрещают.
Одна за другой появляются картины И.Е. Репина – нет, он не революционер, не критик порядков в стране, художник охотно берётся за царские заказы, более того, царь лично утверждал академических профессоров, руководителей мастерских, это И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Е. Маковский, И.И. Шишкин. Согласно уставу Академии художеств, утвержденному Александром III, Академия художеств преобразовывалась в высший государственный орган «для поддержки, развития и распространения искусства в России». И сам царь посетил с царицей знаменитую выставку «передвижников» – и никому ничего не сделали (а вот Хрущёв ругательски громил выставку в Манеже и предлагал «этим п..дарасам» ехать в Америку).
и выставлены полотна, которые должна громить цензура:
Я даже представить не могу, что советские художники в пору расцвета советской демократии и торжества Конституции победившего социализма могли бы выставить что-нибудь подобное – если пройти по уже названным полотнам, то получится так: «Не ждали» – дали 10 лет без права переписки, но дело пересмотрели! «Арест НКВД сельского учителя», «Напутствие секретаря партбюро арестованному Мандельштаму», дальше «Утро разгрома Антоновского мятежа» и, наконец, «Эшелон спецпереселенцев на запасном пути».
Так была при Александре III жестокая цензура, подавлявшая всё доброе и светлое, или царь избавлялся от либеральных болтунов, умеющих только громко критиковать любую власть, чтобы все слышали, какие они свободолюбивые и смелые, но поддерживал истинных мастеров?!