(19 августа по новому стилю)
Праздник Преображения имеет особое значение в истории Православной Церкви.
Преображение — это визуальное явление Царства Божия на земле. Иисус Христос незадолго перед крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников — Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется какая-то тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово, по сравнению с тайной,— это как волна, по сравнению с океаном, с его глубиной.
На Фаворе Апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два Пророка, Моисей и Илия, и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи Священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божия, Спасителя.
Три Апостола пережили явление Божественного света как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось при созерцании Божественного света, и изумленные Апостолы пали на землю. Но вот видение кончилось, и вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.
Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины,— Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. Он постепенно открывался им не только как Мессия Израиля, но и как Мессия всего человечества, как Царь вечного духовного Царства. Слова Мессии о том, что Он должен пострадать и «осудят Его на смерть» в Иерусалиме, вызвали у Апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех Апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.
В чем тайна христианства? Оно привлекает людей не тонким и изощренным интеллектуализмом мировоззрения, не блестящим красноречием проповедников, не внешней красотой ритуалов. Христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и все философские системы.
Православная Церковь учит, что существуют три вида света.
Первый вид — чувственный, сотворенный свет, свет физических энергий, поддающийся измерениям и характеристикам.
Второй — интеллектуальный, присущий человеку, душевный, также сотворенный свет. Это свет суждений и представлений, свет воображения и фантазий. Свет поэтов и художников, ученых и философов.
Душевным светом обычно восхищается полуязыческий мир.
Этот свет может быть интенсивным и ярким, может вводить человека в состояние интеллектуального экстаза. Но душевный свет принадлежит земле. Духовные сферы для него недоступны.
Третий вид света — несотворенный, Божественный, откровение Божественной красоты на земле и явление вечности во времени.
Великий учитель православия святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, живший в 14 веке, создал стройное богословское учение о Фаворском свете, которое признано всей Православной Церковью. Святитель богословски обосновал, что через непрестанную молитву (исихазм) и постепенное очищение сердца от страстей христианский подвижник может достигнуть видения нетварного Божественного света. Чудесным подтверждением истинности высказывания святителя явился известный случай, произошедший у нас в России с помещиком А. Н. Мотовиловым, когда он беседовал с преподобным Серафимом Саровским. Мотовилов очень тяготился вопросом, что такое благодать Святаго Духа. При ответе преподобного Мотовилов неожиданно взглянул на его лицо и пришел в крайнее изумление и восхищение: «Не могу, батюшка, смотреть на вас, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца и у меня глаза ломит от боли».
(Запись беседы А. Н. Мотовилова с Серафимом Саровским была обнаружена и опубликована известным духовным писателем С. А. Нилусом).
Первая церковь на вершине горы Фавор была построена в IV веке. К началу седьмого были возведены еще три храма. Все эти сооружения разрушены арабами в XIII веке. Сегодня на месте разрушенных храмов находится греческий монастырь с церковью Преображения (северная сторона) и католический монастырь (южная сторона).
Рядом с греческой церковью сделаны три кущи (небольшие палатки) в исполнение заветного желания апостола Петра, когда преобразившемуся Спасителю явились ветхозаветные великие пророки Моисей и Илия.
До самой вершины горы проложена хорошая асфальтированная дорога; проезд по ней разрешен легковым автомобилям и микроавтобусам. Однако многие верующие предпочитают совершать этот двухкилометровый подъем пешком, и занимает он в среднем около часа.
В праздник Преображения обычно совместно служат греки, румыны, сербы, православные арабы и русское священство Московской Патриархии. Богослужение начинается накануне поздно вечером и совершается под открытым небом из-за большого числа богомольцев. Ранним утром во время Литургии ежегодно происходит чудо, которое каждый раз имеет какие-то свои неповторимые особенности. Среди безоблачного неба над храмом внезапно появляется облако, которое быстро опускается на купол и осеняет верующих и церковное здание. Его нередко сопровождают вспышки благодатного огня.
Во время службы небо периодически освещают прожектора. Непрестанно «следят», чтобы не пропустить чудо…
В 2009 г. паломники имели возможность наблюдать чудесное облако во время причастия святых Христовых Таин …
Праздник Преображения – еще одно великое напоминание о вечном и непреходящем, и что наше приближение к Богу не возможно без молитвы и воцерковления.
В статье использованы фрагменты из книги архимандрита Рафаила (Карелина) “Путь Христианина”. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 2006 г.
Дорогие братья и сестры!
Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в издании книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В прошлом году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.
Помогай нам всем Бог!