Найти тему

"Поучите историю, Штаты": Во время "Бури в пустыне" МиГ-25 заставили США паниковать на ровном месте

Этим летом знаменитый американский истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle отметит свой полувековой юбилей. В солидном даже по человеческим меркам возрасте этот легендарный боец стал единственным в своем роде бойцом, который никогда не проигрывал воздушные поединки.

Даже если отбросить тот факт, что "Орел" выиграл свои главные сражения с подавляющим численным превосходством и полным превосходством в воздухе, это все равно очень солидное достижение. Особенно учитывая богатую событиями боевую биографию машины.

Первым крупным сражением стала Ливанская война 1982 года, сороковую годовщину которой недавно скромно отметила израильская пресса. Операция "Мир в Галилее" (июнь-сентябрь 1982 года) была классическим вторжением в соседнюю страну для устранения потенциальной военной угрозы. Это также считается настоящей победой F-15, которая произошла на пятом году их активного использования.

Израильские машины, входившие в легендарную эскадрилью "Двухвостка" израильских ВВС (Khel Ha'Avir), одержали 33 победы над сирийскими МиГ-21 и МиГ-23, которые на одно или два "поколения" отставали от "Орла". Хотя F-15 получили серьезные повреждения по меньшей мере три раза, сами они, похоже, не понесли потерь. Сирийцы утверждали, что их модернизированные МиГ-21 сбили три "Игл", но не смогли подтвердить эти заявления.

Представители Hel ha'Avir традиционно умалчивали о потерях, а у производителя McDonnell-Douglas (ныне приобретенного компанией Boeing) не было причин признавать их. В войне против Ирака и армии Саддама Хусейна, первой крупной зарубежной операции армии и ВВС США после Вьетнама, McDonnell Douglas F-15 Eagle выделялся как самый опасный и непобедимый истребитель США и их союзников.

Воздушная война здесь не сулила ВВС США ничего хорошего. Самолеты дальней радиолокационной разведки Boeing E-3 Sentry добросовестно сканировали небо над полем боя и давали целеуказания группам истребителей, которые сбивали "ястребов Саддама" с безопасного расстояния. Самолеты F-15 и F-18 установили полное господство в воздушном пространстве и уничтожили около сорока самолетов иракских ВВС. Перед началом войны аналитики ВВС США ожидали, что потерь в воздушном бою не будет. Однако был один самолет, истинный потенциал которого они не могли просчитать.

В первый день войны, 16 января 1991 года, жертвой старого советского перехватчика МиГ-25 стал McDonnell Douglas F/A-18 Hornet, новейший американский истребитель-бомбардировщик авианосного базирования.

Буря в пустыне" стала для "Хорнета" прелюдией к войне, и эта прелюдия была в значительной степени разрушена отвратительным "двадцать пятым", возможно, самым ненавистным самолетом ВВС США. Интересно, что это была почти самоубийственная атака единственного Foxbat, МиГ-25 под кодовым обозначением НАТО, на дюжину "Хорнетов", взлетавших с авианосца USS SARATOGA для сопровождения B-52, летевших бомбить Багдад. Однако иракский пилот МиГ-25 Зухаир Дауд вернулся на базу, а тело его коллеги, лейтенанта Майкла Скотта Спейчера, было найдено лишь три года спустя.