Всю прошедшую ночь жители эстонского города Нарва несли цветы и свечи к месту снесенного властями памятника советским воинам освободителям – танка Т-34-85. Днем там на митинг собралось порядка 200 человек, но еще сотни людей продолжали возлагать цветы.
Накануне власти города провели демонтаж памятника советскому танку. В начале августа эстонский премьер-министр Кая Каллас предложила убрать все памятники, которые относятся к советскому периоду истории страны.
Вчерашний снос танка тянул на полноценную спецоперацию эстонских вооруженных сил. С утра полиция оцепила территорию вокруг трёх советских монументов на дороге Нарва — Нарва-Йыэсуу, туда пригнали спецтехнику. Был введен комендантский час. К танку-памятнику в Нарве утром приехало 20 машин специальных служб Эстонии, две собаки».
Понятно возмущение жителей России очередным актом неофашистского вандализма. Однако стоило бы задуматься – а в чем причины произошедших событий? И тут оказывается, что некоторые из этих причин находятся в нас самих.
Это ведь значительная часть жителей России молча согласилась с утверждением официальной пропаганды о том, что Советский Союз якобы «оккупировал» Эстонию. Хотя даже юридически это был процесс добровольного присоединения, одобренного на тот момент большей частью населения Эстонии.
Это ведь в России на официальных каналах периодически пиарят поклонника Гитлера и Муссолини Ивана Ильина, написавшего в 1948 году, что «фашизм… был явлением здоровым, необходимым и неизбежным», и что «Советский патриот» предан власти, а не родине… Он предан международной диктатуре, поработившей его народ страхом и голодом». Если кто не понял – это он так высказался и о тех советских людях, что на советском танке Т-34 освобождали Нарву от фашистов. Теперь считается «великим русским философом».
Это ведь в России снимались всякие «штрафбаты» и массовыми тиражами издавали разных «резунов», переписывая историю Великой Отечественной войны. Более 10 лет назад, когда в Таллине сносили Бронзового солдата, в интернете появился покаянный текст некоего представителя РПЦ, который и сейчас уместно процитировать:
«Так что, братья и сестры, это мы, начали переписывать историю, а не эстонцы и не поляки. Мы! Это нам оказались не нужны те идеалы и та история, те памятники и те красные знамена, которые мы заменили на наши православные триколоры. А та Великая Отечественная война, та Великая Победа останется в веках, как бы мы ни хитрили и ни лицемерили. И в истории эта Победа останется именно как Победа первого в истории социалистического государства СССР над фашизмом. Как Победа с красным коммунистическим флагом, символом Революции, над рейхстагом. Не наша война. Не наша победа. Не наша революция. Не наше знамя. Не наша история. А наша история, братья и сестры, которая, как мы с вами уже хорошо усвоили, была «эпохой небывалых гонений». Ну что ж, гонений, так гонений. И теперь нечего на зеркало пенять, коль рожа крива. Для эстонцев тоже это была «эпоха небывалых гонений». Эстонцам тоже своих гонений хочется…
А Бронзовый советский солдат, он как раз и был коммунистом, который и устроил «эпоху небывалых гонений». И тем циничнее наши вопли о защите «наших» памятников. Наших… Смешно. Они не наши, эти памятники, братья и сестры, они советские. Мы от них отреклись, оскорбив, оклеветав и предав то время, тех людей, ту историю, те идеалы, предав отцов и дедов. Они, эти памятники, советские. Не православные, а советские, коммунистические. Они красные от пролитой крови и от веры погибших бойцов. Их вера была — коммунизм. Ну что же теперь поделаешь. Они, погибшие на той войне, ненавидели фашизм и капитализм...».
Между прочим, забывается, что кроме эстонских националистов в этой стране были и коммунисты. Был Эстонский стрелковый корпус, защищавший общую Советскую Родину. У эстонцев были свои Герои Советского Союза - Арнольд Мэри, Энд Пуусеп, Иоосеп Лаар, Арнольд Паппель… Фактически на общем фоне второй мировой войны в этой маленькой республике шла своя гражданская война. В которой сначала победили красные, но всего через 45 лет реванш взяли белые и неонацисты. И снос памятников советским солдатам в Эстонии – это всего лишь последствие поражения красных.
А еще вся эта история заставляет задуматься над вопросом, чем же современная Россия отличается от современной Эстонии, Латвии или Украины. Везде ведь капитализм, везде рыночная экономика, везде свои национальные «скрепы»…
Оказывается, она отличается только более осторожным отношением к советскому наследию. Российская буржуазная власть его не уничтожает, а пытается тихонько приватизировать. Но именно вот эти советские памятники и красное знамя Победы, а вовсе не «православная духовность» или В.В. Путин, пока не дают российскому обществу скатиться к убогой власовщине, бандеровщине и прочим проявлениям восточноевропейского провинциального либерал-фашизма. Но если ничего не делать, если оставаться пассивным, то эта тонкая ниточка может оборваться.
Александр Степанов