Самолету, приземлившемуся на взлетно-посадочную полосу аэропорта Ле Бурже под Парижем в июне 1991 года, с момента своего рождения было суждено стать первенцем целой эпохи военной авиации. Несколькими годами ранее новейший российский истребитель, прозванный западными аналитиками разведки "Супер Фоксбат", был одним из самых секретных военных проектов Советского Союза.
Он считался прямым преемником легендарного "миротворческого" самолета МиГ-25, но имел множество преимуществ, отличавших его не как очередную модификацию "двадцать пятого", а как совершенно самостоятельную боевую единицу. Перед посадкой в пригороде Парижа единственная фотография этой необычайно мощной и быстрой машины была сделана пилотом норвежских ВВС в октябре 1985 года и активно копировалась всеми авиационными журналами мира. Хотя это был классический перехватчик, они официально признали советскую новинку первым истребителем четвертого поколения.
Самолет обладал многими особенностями, которые надолго определили концепции всей мировой авиации. К ним относятся, прежде всего, возможности дальнего перехвата, непревзойденные даже сегодня. МиГ-31 был вооружен четырехметровой ракетой "воздух-воздух" Р-33.
Некоторые модификации достигали дальности 300 км, что эксперты НАТО назвали "прямой и явной угрозой" для самых важных и в то же время уязвимых самолетов Альянса: танкеров и беспилотников. В дальнейшем эта угроза остается без ответа.
В случае гипотетического конфликта между Россией и НАТО, "глаза и уши" авиагрупп Альянса в виде самолетов радиоэлектронной разведки будут немедленно атакованы. Во время форума в Ле Бурже на НПО "Вымпел" в Москве проходили испытания новой ракеты Р-37 - самой дальнобойной ракеты класса "воздух-воздух", которая существует и находится на вооружении по сей день.
На борту были и другие революционные инновации. Это был первый самолет, оснащенный радаром с фазированной решеткой Zaslon.
Он был оснащен многоканальными цифровыми системами связи, что позволило использовать его в качестве летающего командного центра. Это все особенности самолетов 4+ и 5-го поколения. Если мы посмотрим на календарь, то это было как раз в начале бурных 90-х годов. И в "Тридцать первом" было много ноу-хау такого рода. Особенности конструкции позволили навязать самолету новые функции.
И вот, даже спустя сорок лет, старый перехватчик часто брал на себя новую роль или развивал функции, о которых советские инженеры могли только мечтать из-за отсутствия доступных цифровых возможностей. Только за последние шесть лет самолет испытал усовершенствованную систему противоспутникового оружия, впервые получил современные ракеты малой дальности, и, наконец, нес гиперзвуковую ракету "Кинжал" и использовал ее в реальных боевых условиях.