Монтессори-педагог Ксения Лаврова делится своими наблюдениями и опытом
Говорят, что жизнь человека, который однажды познакомился с теорией Монтессори уже никогда не будет прежней, и для меня это оказалось действительно так. Меня зовут Ксения Лаврова, мне 24 года, по образованию я преподаватель русского как иностранного, и вот уже пять лет я работаю Монтессори-педагогом в России и Грузии.
Методика Марии Монтессори — это альтернативная образовательная программа раннего развития детей. Она широко известна благодаря своей демократичности, уважению к личности детей и гуманным воспитательным методам.
Хочу выделить несколько особенностей программы:
- Уважение к детям, а именно к уникальности каждого ребенка, его свободе выбора и передвижения. Предоставление ему возможности, исправить свои ошибки и работать в собственном темпе.
- Выделение определенных стадий развития детей — «сензитивных периодов» — и построение программы обучения с учетом этих особых этапов, когда дети наиболее способны к получению тех или иных знаний и навыков. Другими словами этот процесс можно назвать «окна возможностей для обучения». Они включают: интенсивное внимание, повторение, приверженность задаче и время концентрации.
- Раскрытие потенциала каждого ребенка, поддержка интеллектуального, физического, эмоционального и социального развития. Учебная программа охватывает практическую жизнь, сенсорику и культуру.
- Индивидуальный подход с учетом уникального этапа развития ребенка, его интересов и потребностей. Уроки с Монтессори-материалами проводятся один на один, в зависимости от успеваемости каждого воспитанника. Педагоги отслеживают прогресс и предлагают только актуальные материалы.
- В классе Монтессори дети могут свободно перемещаться, работать там, где им наиболее комфортно, и отмечать результаты обучения на собственном опыте. Обучение по принципам Монтессори, в основном, активное, индивидуальное, часто самокорректирующееся и приспособленное к потребностям и интересам каждого ребенка.
- В философии Монтессори обучение — это само по себе вознаграждение. В классе нет золотых звездочек для поощрения детей. Главной наградой для них служит радость от самостоятельного успешного результата.
- Самообучение. Дети способны и хотят учиться сами, если им предоставлен интересный стимул. Материалы Монтессори были разработаны, чтобы удовлетворить потребность самообучения и дать ребятам возможность управлять своим образованием. Задача педагогов Монтессори — обеспечить подготовленную среду, руководство и поощрение детей к самостоятельной деятельности.
- Обустроенная среда. Материала в Монтессори-классах позволяют детям развивать и поддерживать необходимые навыки. Это не игрушки, не конструкторы, а разнообразные обучающие предметы из дерева, которые не перегружают психику ребенка. Все материалы находятся на уровне вытянутой руки и роста ребенка, что позволяет им самостоятельно выбирать, брать и возвращать на место.
Пять лет назад меня пригласили понаблюдать за работой Монтессори-класса. Я пришла из любопытства, но была удивлена тому, что это совершенно не то, что мы привыкли видеть в государственных садах. Дети не кричат и не носятся по классам, не лепят одинаковые грибочки из пластилина каждую осень. Ребят не заставляют делать то, что вне круга их интересов. Пока я следила за классом, дети постепенно сами начали знакомиться со мной, включать меня в работу, просить о помощи.
Вскоре я закончила курсы по подготовке Монтессори-педагогов и получила сертификат. Стала разбираться в Монтессори-материалах и в особенностях того, как их презентуют детям. Когда я начала работать, я осознала, сколько у меня консервативных стереотипов. От большинства из них мне пришлось избавляться усилием воли, чтобы не навредить детям. Например, удерживать себя от желания вмешаться, когда мы видим, что ребенок ошибается. Позволять ему самому понять ошибку и исправить ее. Современные родители зачастую пытаются все предвосхитить, лишая ребёнка собственного опыта.
Кроме того, мне пришлось научиться следить за своей речью, ясно и коротко излагать свои мысли. Мы зачастую говорим детям слишком много и отвлекаем их от получения знаний естественным путём. Есть и обратная сторона медали — родители часто не говорят с детьми на серьезные темы, потому что полагают: «Это же ребенок. Он маленький и глупый. Все равно не поймет. Зачем ему забивать голову ерундой?».
Самой сложной частью профессии оказалась работа с родителями. Дети чаще слышат тебя и доверяют, большинство родителей же уверены, что лучше всех остальных знают, что нужно их ребёнку. Приходится переубеждать, часто многое доказывать и отстаивать своё профессиональное мнение – это зачастую утомительно и очень энергозатратно.
К сожалению, во многих семьях не выстроены границы в рамках дома, не выстроены личные границы, что тоже является объектом упорной работы педагога. Родители не всегда рассказывают и показывают детям, как себя вести, что можно делать и где. В общественных местах мы часто видим детей, которые ведут себя неприлично, берут чужие вещи без спроса, устраивают истерики. Главная проблема в том, что большинство считает, что детям позволительно быть такими. Они хулиганят, орут и бесятся, потому что «ну это же дети». На самом же деле это задача родителя – помочь ребенку стать полноценным, адекватным членом социума, научиться адаптироваться и существовать по его правилам.
В жизни каждого педагога возникает момент, когда появляется внутреннее ощущение, что текущих знаний недостаточно. Я почувствовала, что могу и стремлюсь дать детям больше, помочь как можно большему количеству детей. Совершенно случайно я узнала, что фонд «Антон тут рядом» запустил онлайн-курс по подготовке тьюторов для работы с особенными детьми. Это стало для меня знаком Вселенной. Я тут же влилась в учебу, начала жадно поглощать знания и не подозревала, что они пригодятся мне уже так скоро!
И вот, буквально через месяц я начала работать в детском саду в Грузии, где было семеро детей с особенностями развития: с расстройством аутистического спектра (РАС) и неврологическими нарушениями. К своему удивлению, я узнала, что по местному законодательству дошкольные учебные заведения не имеют права отказывать особенным деткам и я увидела хорошо функционирующую инклюзию.
Для таких ребят Монтессори-метод особенно эффективен, потому что им легче сделать выбор из большого предложения обучающих материалов. В обычной среде это сделать им мешают ограниченный круг интересов и недостаток мотивации.
В Грузии я познакомилась с директором детского сада, которая мечтала о полноценной Монтессори-среде в своем дошкольном учреждении. Для меня открылись бесчисленные возможности реализации своего педагогического потенциала. Я начала обучать детей и консультировать педагогов, корректировать правила, вносить изменения в распорядок и работу групп от малышей до возраста preschool.
Я отметила, что здесь к детям относятся иначе чем в России: все ориентировано на ребенка, на то, чтобы он ни в чем не нуждался и никогда не плакал. В народе это часто называют «баловать», в терминах педагогики это — отсутствие границ и вседозволенность. Местным родителям сложно отказывать детям. Они часто идут на поводу, хотят быть хорошими родителями, которые никогда не говорят «нет». Однако, в любой стране, подобное поведение родителей вредит ребенку. Он становится зависим от взрослого, манипулирует им, чтобы получить желаемое, продолжает использовать слезы и истерики вместо слов и просьб. В рамках детского сада подобное поведение распространяется на педагогов и других детей.
Мои коллеги начали обращаться ко мне с вопросами, и я поймала себя на мысли, что живу своей мечтой — распространять философию Монтессори, помогать семьям комфортно общаться друг с другом и воспитывать детей. Мне бы хотелось, чтобы люди перестали относиться к детям, как к неразумным существам. Больше верили в их способность самостоятельно принимать решения и воспринимали детей, как равных в правах «маленьких взрослых». Маленькими шажками я буду и дальше двигаться к своей мечте, делиться опытом с коллегами и родителями, надеясь, что с моими усилиями в мире станет больше счастливых детей.
Автор: Ксения Лаврова