В предпоследний день 2017 года к репетициям нового спектакля приступил режиссер Александр Марин. В основу своей постановки он положил произведения Даниила Хармса, писателя необычного, писателя с трагической судьбой. Спектакль, получивший название «Малгил», увидел свет в марте 2018. В рамках нашей постоянной рубрики рассказываем о том, каким был известный детский и не очень детский писатель Хармс.
- Даниил Иванович Ювачев, позже взявший себе псевдоним Хармс, родился в 1905 году в Санкт-Петербурге. Отец его, бывший революционером-народовольцем, в свое время был сослан на Сахалин. Он водил знакомство с Антоном Чеховым, Львом Толстым, Максимилианом Волошиным и другими литераторами.
- Фамилию Хармс в качестве литературного псевдонима Ювачев придумал еще в школьные годы. Спустя годы он поменял фамилию в паспорте на вымышленную. По поводу происхождения псевдонима исследователи спорят до сих пор. Наиболее распространена версия, что псевдоним навеян любимым Конан-Дойлем и связан с именем Шерлока Холмса, поскольку Холмс и Хармс — фамилии созвучные. Также поводом для этой версии послужила манера Хармса одеваться: на немногочисленных фотографиях его можно узнать по трубке и стилю одежды — короткие серые гольфы, серые чулки и большая серая кепка.
- О писательском кредо Хармса мы можем узнать по записям в его дневнике. Например, он писал, что его «интересует только „чушь“, только то, что не имеет никакого практического смысла». «Меня интересует только жизнь в своем нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт — ненавистные для меня слова и чувства. Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех». И сказанное прекрасно согласуется с тем, что Хармс сочинял.
- Хармс был крайне общественно активен. В 1926 году он пытался объединить силы «левых» писателей и художников Ленинграда. Тогда же организовал несколько литературных объединений — «Левый фланг» и «Академию левых классиков». Главным же детищем Ювачева-Хармса стала литературная группа ОБЭРИУ, что расшифровывается как «Объединение реального искусства». Его члены соответственно — обэриуты. В ОБЭРИУ вошли такие писатели и поэты, как Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев. К обэриутам были близки Николай Олейников, Евгений Шварц, Казимир Малевич и многие другие. Обэриуты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.
- В 1927 году писатели Самуил Маршак, Борис Житков и Николай Олейников привлекли членов ОБЭРИУ к работе в детской литературе. Эксперимент увенчался успехом: были созданы журналы «Чиж», «Еж», «Сверчок», «Октябрята», которые своими художественными достоинствами удивляют даже сейчас и во многом превосходят современные издания для детей. С журналами сотрудничали ведущие литераторы и художники. Одним из главных авторов стал Даниил Хармс. Работа в детской литературе была для него постоянным и почти единственным источником дохода. К самым известным детским произведениям Хармса относятся: «Иван Иваныч Самовар», «О том, как старушка чернила покупала», «Во-первых и во-вторых», «Семь кошек».
- Успехи Хармса в детской литературе очевидны. Самуил Маршак и Корней Чуковский высоко ценили его, считая предтечей всей советской литературы для детей. Но, как это ни странно, работая детским писателем, Хармс не любил детей. Он признавался: «Я всегда ухожу оттудова, где есть дети». Бывал и более резким: «Травить детей жестоко, но ведь надо же с ними что-то делать». Возможно, это было частью эпатажа, присущего обэриутам… Впрочем, Хармс часто выступал перед детьми, и они его любили. Не взаимно. Детей не любил Ганс Христиан Андерсен, Сергей Михалков, Юрий Олеша. Писатели, которые столь многое подарили именно детям…
- В 1931 году обэриуты Хармс, Введенский и Бахтерев были арестованы по обвинению в участии в антисоветской группе писателей, причем поводом стала их работа в детской литературе. Хармс был приговорен к трем годам исправительных лагерей, однако наказание было заменено высылкой в Курск. После возвращения в Ленинград публичные выступления ОБЭРИУ прекратились, сократилось число детских публикаций Хармса. Материальное положение писателя стало крайне тяжелым.
- В 1941 году Хармс был арестован в очередной раз. За две недели до начала блокады Ленинграда. Поводом послужил донос знакомой Анны Ахматовой Антонины Оранжереевой, многолетнего агента НКВД. В постановлении на арест приводились якобы слова Хармса, взятые из доноса: «Советский Союз проиграл войну в первый же день, Ленинград теперь либо будет осажден и умрет голодной смертью, либо разбомбят, не оставив камня на камне… Если же мне дадут мобилизационный листок, я дам в морду командиру, пусть меня расстреляют; но форму я не одену [sic] и в советских войсках служить не буду, не желаю быть таким дерьмом. Если меня заставят стрелять из пулемета с чердаков во время уличных боев с немцами, то я буду стрелять не в немцев, а в них из этого же пулемета». Чтобы избежать неминуемого расстрела, Хармс симулировал сумасшествие и был препровожден в психиатрическое отделение тюрьмы «Кресты». Он умер здесь 2 февраля 1942 года, в наиболее тяжелый по количеству голодных смертей месяц блокады. Реабилитирован писатель был только в 1960 году.
- Хармс был дважды женат. Первой его женой стала Эстер Русакова. Ей посвящены многие произведения писателя. Их брак распался в 1932-м. В 1936 году Русакова была арестована вместе со своей семьей по обвинению в троцкистских симпатиях. Приговоренная к пяти годам на Колыме, она погибла в лагере спустя два года. Второй женой Хармса стала Марина Малич, с которой он прожил до своего ареста в 1941-м. После гибели писателя Малич эвакуировалась на Кавказ, где попала под немецкую оккупацию и была вывезена в Германию. По окончании войны жила в Германии, Франции, Венесуэле и США и скончалась в 2002 году, в 93-летнем возрасте.
- При жизни Хармса было опубликовано всего два его «взрослых» стихотворения. Произведения же для детей публиковались в журналах и выходили отдельными изданиями. «Взрослые» произведения, впрочем нерегулярно, начали публиковаться только с 1965 года, когда в сборнике «День поэзии» появились два его стихотворения. Многие произведения обэриутов и Хармса печатались в самиздате. В 1970-х отдельные издания появились за рубежом. Первое советское издание «взрослых» произведений писателя — «Полет в небеса» — появилось лишь в 1988 году.
«Театральный подвал» №86 (февраль 2018).
Другие популярные материалы из рубрики «Десять фактов о...»:
Десять фактов о Джеффри Хэтчере
Десять фактов об Агате Кристи
Десять фактов о Викторе Розове
Десять фактов об Александре Вампилове