В России необходимо чаще применять меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, заявил председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Он напомнил, что сейчас численность арестованных снизилась в четыре раза по сравнению с периодом, когда аресты избирались прокурорами. Независимые юристы считают позицию Верховного суда оправданной, поскольку невиновным людям, которые не представляют опасности для общества, иногда приходится проводить в заключении несколько месяцев или даже лет. Подробнее — в материале «Газеты.Ru».
Верховный суд России требует шире применять меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. Соответствующую правовую позицию высшей инстанции изложил ее председатель Вячеслав Лебедев в ходе XVII Совещания глав верховных судов государств-членов ШОС, пишет агентство РАПСИ.
Председатель Верховного суда РФ напомнил, что численность арестованных по решению суда снизилась в четыре раза по сравнению с периодом, когда аресты избирались прокурорами.
«Укреплению правовой защищенности подозреваемых и обвиняемых способствуют правовые позиции Верховного суда о более широком применении мер пресечения, не связанных с заключением под стражу», — указал Лебедев.
Он в частности рассказал, что страдающие наркоманией и изъявившие желание добровольно пройти курс лечения обвиняемые могут получить отсрочку отбывания наказания в виде лишения свободы. Речь идет о впервые осужденных за преступления небольшой тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков.
Защита бизнеса
По словам Лебедева, Верховный суд также пристально следит за практикой по делам в отношении представителей бизнеса.
«Примечательно, что по делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в прошлом году суды прекратили уголовное преследование в отношении 33% обвиняемых, а наказание в виде лишения свободы назначено только 9% осужденных», — отмечается в публикации.
Председатель Верховного суда напомнил, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополнен положениями, которые исключают необоснованное продление срока содержания под стражей тех, кого обвиняют в совершении преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе при неэффективной работе органов расследования.
В 2021 году суды РФ прекратили уголовное преследование в отношении 54% лиц, обвиняемых в организации преступного сообщества или участии в нем, добавил Лебедев.
Кроме того, законом предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности лица, которое впервые совершило преступление экономической направленности, при условии полного возмещения ущерба и перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения.
«Причем ВС настоял, чтобы прекращение уголовных дел по налоговым преступлениям при условии возмещения ущерба было возможно на любой стадии судопроизводства до удаления суда в совещательную комнату», — говорится в публикации.
В прошлом году число осужденных за налоговые преступления сократилось на 21%, а в отношении 49% обвиняемых суд прекратил уголовное преследование.
Комментируя проблемы с делами частного обвинения, глава Верховного суда напомнил, что в Госдуму внесен законопроект об отнесении уголовных дел о нанесении побоев, умышленном причинении легкого вреда здоровью и клевете к категории уголовных дел частно-публичного обвинения, по которым предлагается проводить дознание.
«Предоставление суду права, а не обязанности прекращать уголовные дела об этих категориях преступлений в связи с примирением потерпевшего и обвиняемого позволит в судебном порядке установить, является ли примирение добровольным и заглажен ли причиненный потерпевшему вред», — пояснил Лебедев.
Уголовный проступок
Он отметил, что немаловажным институтом в сфере альтернативных наказаний является уголовный проступок: ВС инициировал распространить этот институт на 112 составов преступлений небольшой и средней тяжести, не связанных с применением насилия и деятельностью организованных групп, если они совершены впервые.
Так, из сферы применения уголовного проступка исключены составы преступлений, по которым уже предусмотрена административная преюдиция, а также ряд преступлений с высокой общественной опасностью — например, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, злоупотребления в сфере госзакупок, умышленное причинение легкого вреда здоровью, преступления против военной службы и др.
Лебедев уточнил, что за уголовный проступок будут назначаться наказания в виде штрафа, общественных работ или ограниченно оплачиваемых работ.
«Реализация этой законодательной инициативы будет способствовать более широкому применению мер, альтернативных уголовному наказанию», — заключил председатель Верховного суда.