Когда Иисус жил на земле.
Четыре вдохновленные Богом рассказа о жизни Иисуса на земле были написаны в следующем порядке: Матфея (ок. 41 н. э.), Луки (ок. 56—58 н. э.), Марка (ок. 60—65 н. э.) и Иоанна (ок. 98 н. э.). На основании данных из Луки 3:1—3, а также принимая во внимание то, что правление цезаря Тиберия началось в 14 году н. э., мы приходим к 29 году н. э. как к началу выдающегося служения Иисуса на земле. Хотя в Евангелии от Матфея события не всегда следуют в хронологическом порядке, в других трех книгах они, как правило, представлены в той последовательности, в какой они на самом деле происходили. Евангелие от Иоанна, написанное на 30 лет позже остальных, позволяет заполнить существенные пробелы в истории жизни Иисуса, которые есть в книгах других евангелистов. Особого внимания заслуживает тот факт, что Иоанн, очевидно, упоминает о четырех праздниках Пасхи, которые Иисус отмечал во время своего земного служения: этим подтверждается то, что служение Иисуса длилось три с половиной года и закончилось в 33 году н. э. (Иоан. 2:13; 5:1; 6:4; 12:1 и 13:1).
Есть и другое доказательство того, что Иисус умер в 33 году н. э. Согласно Моисееву закону, независимо от дня недели 15 нисана всегда было особым субботним днем. Если же этот день совпадал с обычной субботой, то он считался «великой» субботой. В Иоанна 19:31 говорится, что Иисус умер накануне великой субботы. Значит, Иисус умер в пятницу. Ни в 31-м и ни в 32-м, а только в 33 году н. э. 14 нисана выпадало на пятницу. Таким образом, Иисус умер именно 14 нисана 33 года н. э.
70-я «неделя», 29—36 годы н. э.
Время, относящееся к служению Иисуса, указано также в Даниила 9:24—27, где предсказан период в 69 годовых недель (483 года), который будет продолжаться «с того времени, как выйдет повеление восстановить и отстроить Иерусалим, до Вождя Мессии». Согласно Неемии 2:1—8, это «повеление» вышло «в двадцатом году царствования Артаксеркса», персидского царя. Когда началось правление Артаксеркса? Ксеркс, его отец и предшественник, умер в конце 475 года до н. э. Таким образом, годом восшествия Артаксеркса на престол является 475 год до н. э., и этому есть надежные подтверждения в греческих, персидских и вавилонских источниках. Например, древнегреческий историк Фукидид, работы которого славятся точностью, рассказывает о том, что греческий государственный деятель Фемистокл бежал в Персию, когда Артаксеркс «недавно вступил на престол». На основании трудов Диодора Сицилийского, другого древнегреческого историка I столетия до н. э., можно определить, что Фемистокл умер либо в 471-м, либо в 470 году до н. э. Бежав из своей страны, Фемистокл попросил Артаксеркса дать ему год на то, чтобы выучить персидский язык перед тем, как встретиться с царем. Эта просьба была удовлетворена. Следовательно, Фемистокл обосновался в Персии не позднее 472 года до н. э., и разумно предположить, что он прибыл туда в 473 году до н. э. В то время Артаксеркс «недавно вступил на престол».
Таким образом, «двадцатым годом царствования Артаксеркса», по всей видимости, был 455 год до н. э. Отсчитав от этой даты 483 года (69 «недель»), помня при этом, что при переходе на нашу эру нулевого года не было, мы получаем 29 год н. э. — год, в который появился «Вождь Мессия». Осенью того года Иисус крестился и был помазан святым духом. Так он стал Мессией. В пророчестве также указывается, что «в середине [семидесятой] недели он прекратит жертву и дарственное приношение». Это произошло, когда Иисус принес себя в жертву — с того времени жертвы, которые приносились в храме и были прообразом жертвы Христа, утратили свою ценность. «Середина» этой годовой «недели», то есть три с половиной года, указывает на весну 33 года н. э., когда Иисус был предан смерти. Однако о Мессии было предсказано, что он «сохранит соглашение в силе для многих» до конца 70-й недели. Здесь говорится об особой благосклонности, которую Бог проявлял к иудеям в течение семи лет — с 29 по 36 год н. э. Только после этого для необрезанных людей из других народов была открыта возможность стать духовными израильтянами, что стало очевидно в 36 году н. э., когда был обращен Корнилий (Деян. 10:30—33, 44—48; 11:1).
33—49 годы н. э.
Ключевой датой в этом периоде служит 44 год. Согласно Иосифу Флавию, Ирод Агриппа I царствовал еще три года после того, как в Риме к власти пришел император Клавдий (41 н. э.) Согласно историческим свидетельствам, Ирод умер в 44 году н. э. Из Библии мы видим, что перед самой смертью Ирода Агав «с помощью духа» предсказал сильный голод, апостола Иакова убили мечом, а Петра (во время Пасхи) заключили в тюрьму, из которой он был чудесным образом освобожден. Все эти события относятся к 44 году н. э. (Деян. 11:27, 28; 12:1—11, 20—23).
Предсказанный голод наступил приблизительно в 46 году н. э. Следовательно, это и есть примерно то время, когда Павел и Варнава оказывали помощь в Иерусалиме (Деян. 12:25). Вернувшись в сирийскую Антиохию, они были отделены святым духом для первого миссионерского путешествия, которое охватывало Кипр и многие города и области Малой Азии. По всей вероятности, это путешествие длилось с весны 47 года н. э. по осень 48 года н. э., включая зиму, проведенную в Малой Азии. Следующую зиму Павел, скорее всего, провел в сирийской Антиохии, куда к тому времени уже вернулся. Так мы подошли к весне 49 года н. э. (Деян. 13:1—14:28).
Очевидно, что к этой хронологии также имеют отношение события, описанные в 1-й и 2-й главах Письма галатам. В них Павел рассказывает, как после своего обращения в христианскую веру он еще два раза с особой целью приезжал в Иерусалим: первый раз — «спустя три года», а второй — «через четырнадцать лет» (Гал. 1:17, 18; 2:1). Если эти два периода переданы порядковыми числительными — как было принято в те дни — и если обращение Павла в христианскую веру произошло в ранние апостольские времена, как это видно из библейского описания, тогда 3 года и 14 лет соответствуют периодам с 34 по 36 год н. э. и с 36 по 49 год н. э.
Второй раз Павел приехал в Иерусалим — о чем упоминается в Письме галатам,— по всей видимости, для того, чтобы разрешить вопрос об обрезании. В пользу этого говорит то, что Тита, который сопровождал Павла, не принуждали обрезаться. Если этот приезд связан с разрешением вопроса об обрезании, о чем говорится в Деяниях 15:1—35, тогда 49 год н. э. вполне можно считать годом, отделявшим первое миссионерское путешествие Павла от второго. Кроме того, из Галатам 2:1—10 видно, что Павел воспользовался возможностью рассказать «выдающимся братьям» из иерусалимского собрания, как он проповедовал благую весть, и убедиться, что он не «бежал» напрасно. Логично, что это произошло, когда Павел вернулся из своего первого миссионерского путешествия. В Иерусалим же он поехал, «потому что получил откровение».
Второе миссионерское путешествие Павла, около 49—52 годов н. э. Вернувшись из Иерусалима, Павел какое-то время оставался в сирийской Антиохии; поэтому, скорее всего, ближе к концу лета 49 года н. э. он отправился отсюда в свое второе путешествие (Деян. 15:35, 36). Оно было гораздо обширнее прежнего, ввиду чего Павел был вынужден провести зиму в Малой Азии. Вероятно, весной 50 года н. э. он откликнулся на призыв проповедовать в Македонии и отправился в Европу. Он организовал новые собрания в Филиппах, Фессалонике, Верии и Афинах. Так, осенью 50 года н. э., преодолев в основном пешком путь примерно в 2 100 километров, он пришел в Коринф (провинция Ахайя) (Деян. 16:9, 11, 12; 17:1, 2, 10, 11, 15, 16; 18:1). Согласно Деяниям 18:11, Павел оставался там 18 месяцев. Таким образом, мы подошли к началу 52 года н. э. Когда закончилась зима, Павел отплыл в Кесарию, по пути посетив Эфес. К себе — в сирийскую Антиохию — он вернулся, скорее всего, летом 52 года н. э., после того как он «поднялся поприветствовать собрание», вероятно иерусалимское (Деян. 18:12—22).
Одна археологическая находка подтверждает то, что первый раз Павел побывал в Коринфе в 50—52 годы н. э. Это фрагмент рескрипта императора Клавдия Цезаря, который был адресован жителям греческого города Дельфы. В этом документе есть слова «[Луций Ю]ний, Галлион... проконсул». Большинство историков сходится во мнении, что число 26, которое встречается в этом же тексте, относится к 26-му провозглашению Клавдия императором. Судя по другим древним текстам, 27-й раз Клавдий был провозглашен императором до 1 августа 52 года н. э. В должности проконсула человек находился один год, считая от начала лета. Таким образом, год, когда Галлион был проконсулом Ахайи, длился, скорее всего, с лета 51 года н. э. до лета 52 года н. э. «В то время, когда Галлион был проконсулом Ахайи, иудеи единодушно восстали против Павла и привели его к судейскому месту». После того как Галлион оправдал Павла, апостол пробыл в Коринфе «еще довольно много дней», а затем отплыл в Сирию (Деян. 18:11, 12, 17, 18). Из всего этого видно, что 18-месячное пребывание Павла в Коринфе, вероятнее всего, закончилось весной 52 года н. э. Другой временно́й указатель мы находим в следующем отрывке: «Он [Павел] нашел там одного иудея, по имени Акила, уроженца Понта, недавно пришедшего из Италии, и его жену Прискиллу, потому что Клавдий приказал всем иудеям покинуть Рим» (Деян. 18:2). Историк начала V столетия Павел Орозий отмечает, что этот указ был издан в девятый год правления Клавдия, то есть в 49 году н. э. или в начале 50 года н. э. Таким образом, Акила и Прискилла прибыли в Коринф, по-видимому, до начала осени того же года. Поэтому Павел мог оставаться у них с осени 50 года н. э. до весны 52 года н. э.
Третье миссионерское путешествие Павла, около 52—56 годов н. э.
Пробыв «некоторое время» в сирийской Антиохии, Павел снова отправился в Малую Азию и, вероятно, к зиме 52/53 года н. э. добрался до Эфеса (Деян. 18:23, 19:1). «В течение трех месяцев» и затем еще «два года» Павел учил в Эфесе, после чего он пошел в Македонию (Деян. 19:8—10). Позднее он напомнил эфесским надзирателям, что он служил в их городе «три года». Но это, скорее всего, округленное число лет (Деян. 20:31). По всей видимости, Павел покинул Эфес после «праздника Пятидесятницы» в начале 55 года н. э. и прошел до самого Коринфа (Греция), чтобы провести там три зимних месяца. Затем, к празднику Пасхи 56 года н. э., он вернулся в расположенные севернее Филиппы. Оттуда по морю он отправился в Кесарию, по пути посетив Троаду и Милет. Из Кесарии он пришел в Иерусалим «к дню праздника Пятидесятницы» 56 года н. э. (1 Кор. 16:5—8; Деян. 20:1—3, 6, 15, 16; 21:8, 15—17).
Заключительный период, 56—100 годы н. э.
Вскоре после того как Павел пришел в Иерусалим, его арестовали. Павла привезли в Кесарию, где он содержался под стражей два года, до тех пор пока правителя Феликса не сменил Фест (Деян. 21:33; 23:23—35; 24:27). По всей видимости, Фест прибыл в Кесарию в 58 году н. э., и позднее в этом же году Павел был отправлен в Рим. После кораблекрушения и зимы, проведенной на Мальте, Павел завершил свое путешествие. Это было примерно в 59 году н. э. Согласно библейскому сообщению, он пробыл в Риме под стражей два года, то есть до 61 года н. э., проповедуя и обучая тех, кто к нему приходил (Деян. 27:1; 28:1, 11, 16, 30, 31).
Хотя на этом историческое описание в Деяниях заканчивается, есть все основания считать, что Павел был освобожден и продолжил свою миссионерскую деятельность на Крите, в Греции и в Македонии. Побывал ли он когда-нибудь в далекой Испании, неизвестно. Вероятно, вскоре после своего последнего заключения в Риме — около 65 года н. э. — Павел претерпел мученическую смерть от руки Нерона. Согласно светской истории, в июле 64 года н. э. в Риме произошел сильный пожар, после которого Нерон начал жестоко преследовать христиан. Пребывание Павла в «цепях» и последующую за этим казнь логично отнести именно к этому периоду (2 Тим. 1:16; 4:6, 7).
Пять книг апостола Иоанна были написаны ближе к концу периода гонений, которым подверг христиан император Домициан, и вскоре после этого. Об этом императоре говорили, что в последние три года своего правления, длившегося с 81 по 96 год н. э., он действовал как безумный. Именно тогда, примерно в 96 году н. э., находясь в ссылке на острове Патмос, Иоанн написал Откровение. Свое Евангелие и три письма он написал в Эфесе или его окрестностях после своего освобождения. Этот последний апостол умер примерно в 100 году н. э.
Итак, сопоставляя события, о которых рассказывает светская история, с библейской хронологией и пророчествами, мы можем гораздо яснее представить себе библейские события в потоке времени. Согласованность библейской хронологии еще больше убеждает нас, что Священное Писание — это Слово Бога.