Найти тему

Так чего же там зайцы косили в полночь...?

Краткая справка из словаря. "Трын -трава"-растущее в глухих местах мифологическое растение, некая лесная трава, с помощью которой можно стать безрассудно смелым и презреть любые опасности- в т. ч. смертельные." Ну, Леонид Гайдай к моменту съёмок комедийного шедевра " Бриллиантовая рука" был уже достаточно смелым и уверенным режиссёром и сумел отстоять " Песню про зайцев" перед худсоветом. Какому- нибудь начинащему кинематографисту вряд ли удалось бы "пробить" песню с мутным содержанием про каких-то зайцев, косящих не пойми чего, да ещё в полночь. Ведь изначально, по сценарию Семён Семёнович Горбунков (Юрий Никулин) должен был спеть песню " простого советского человека".

Сейчас Семён Семёныч покажет, как надо...
Сейчас Семён Семёныч покажет, как надо...

Именно таковой текст и сочинил по заданию режиссёра поэт-песенник Леонид Дербенёв, и даже Гайдаю он понравился. Но автор музыки Александр Зацепин имел на этот счёт другое мнение. Дело в том ( опять же для справки родившимся уже не в СССР), что в те времена все музыкальные ( да и не только) коллективы находились под всевидящим оком Министерства Культуры. Свой репертуар ансамбли, работающие где- нибудь в филармонии или ресторане обязаны были " литовать", т. е. подавать список исполняемых произведений в соответствующие организации. А чтобы зарабатывать на концертах или в ресторане, нужно ещё исполнять для людей, а людям (особенно в ресторане) слушать про Партию ,Комсомол или " советского человека", мягко говоря , не хотелось. Задача для музыкантов была непростая- т. е. играть то, что разрешено и зарегистрировано, и чтобы заработать. А чтобы заработать надо играть то, что нравится людям. Вот такая логическая цепочка.А ещё, с заработанных от исполнения денег, шли отчисления в ВААП ( контора по авторским правам). А уже с этих отчислений шли гонорары авторам песен ( как текстов , так и музыки). Я тоже успел поиметь отношения с этой организацией, подавал свой материал для регистрации авторских прав. Но потом получил письмо в большом конверте с сообщением, что "контора" накрылась " медным тазом" , как и много чего ещё после развала СССР(на дворе уже был 1991 год). Но т. к. фильм вышел в 1968 г. всё прекрасно существовало и работало( хотя организационно осуществлялось как то по другому, ведь ВААП присоединился к международным правилам только в 1973г.,но смысл тот же). Вот на этом и был поставлен акцент в аргументации Александра Зацепина при обсуждении текста с Леонидом Дербенёвым. Популяризация новой песни через кино и телевидение по тем временам - реклама мощнейшая! Но про " советского человека " слушать и петь народ вряд ли бы стал, а вот про " зайцев"- другое дело! И так- кино, песня-народ - музыканты - авторские отчисления. Вот такая " пищевая цепочка". Нет , не подумайте ,что всё упиралось в деньги ( как во многом сейчас).Такой великий авторский тандем творил от души и по вдохновению. Но ,всё -таки диагноз " гонорарной недостаточности" присутствовал во все времена. В результате Леонид Дербенёв написал " В тёмно- синем лесу...". Слова, наконец получились, но что б было совсем весело, необходимо иметь разухабистый припев, который у Александра Зацепина никак не выходил. И вот, как- то утром( по рассказу самого автора) Александр Сергеевич брился электрической бритвой, и жужжание этого прибора навеяло тот самый припев! Наконец всё получилось. И какая вышла песня! Я же , как обычно, представляю свою фингерстайлверсию, правда немного в блюзоводжазовой гармонизации. Понравится- буду рад!