Найти тему
"Ваша газета"

Летопись Нижнекамска. Черкеев – патриот Ахтубы

Полвека назад самыми уважаемыми людьми в Ахтубе были трактористы, и после семилетки Саша Черкеев решил стать механизатором. В Елабуге поступил в школу механизации сельского хозяйства, выучился на механизатора широкого профиля третьего класса. Думал, практику будет проходить в родном колхозе, но его вместе с другими отличниками-выпускниками отправили в Актюбинскую область - убирать целинный урожай.

Из хлебороба – в железнодорожники

Поля целины у Александра Фёдоровича до сих пор перед глазами - ни конца ни края не видно. По десять комбайнов шли друг за другом, как корабли, а по пшенице гулял ветерок, создавая лёгкие волны, как на настоящем море. Саша работал в паре с комбайнёром из Белоруссии, начинали уборку часа в четыре утра и работали до появления вечерней росы. Четыре месяца прошли как четыре дня. Приехал домой, первую зарплату отдал матери.

- Целина стала для меня, деревенского парня, первой школой жизни, а второй - стала армия. Как единственный сын и кормилец у матери, я не подлежал призыву, но на курсах ДОСААФ смог выучиться на водителя и в 1963 году я прошёл-таки призывную комиссию, получил военный билет в 19 лет, и осенью меня и ещё несколько ребят из Ахтубы, Балчиклов, Каенлов и других деревень района призвали в армию. Большую команду нас, татарстанских парней 1938-39 годов рождения, детей войны, направили в железнодорожные войска, - вспоминает Александр Фёдорович.

-2

За мост – в отпуск

Все три года службы прошли на Украине. Побывал в Чернигове, Ужгороде, Чопе, Мукачеве, Самборе, где строили железнодорожные пути, мосты, склады и другие объекты. Из всех хозяйственных построек Черкееву запомнился мост через реку Тиссу. Мост был уникален тем, что построили его на анкерных болтах, чтобы, случись военный конфликт, его можно было разобрать, а потом восстановить. Вот построили - надо покрасить. Командование вызвало желающих, пообещало награду - десятидневный отпуск. Десять парней, все из одного призыва из Татарстана, управились с необычным заданием в срок, а командование слово сдержало - предоставило им отпуска.

Первую половину службы Александр был водителем, возил на стройку воду, чтобы готовить раствор, бетон. К концу второго года службы, отучившись в Чернигове на курсах, к специальностям тракториста, комбайнёра и водителя добавил специальность машиниста железнодорожной станции.

- Мы деревенские, никуда из Ахтубы и Балчиклов не выезжали, а тут оказались у самой границы с Венгрией и Польшей. Красивая природа, тёплый климат, дворы ухоженные, но удивляло, что в тамошних хатах полы были глиняные. Кроме украинцев, в Закарпатье жили русские, венгры, поляки, цыгане. В окрестностях Чопа, помню, стоял их огромный табор, - рассказывает Александр Фёдорович.

-3

Решил: только домой

С местным населением солдаты пытались общаться, но мужчины в разговоры вступали неохотно, женщины были приветливее. Одинокие не стеснялись приглашать солдат в гости, рассказывали о себе и своём хозяйстве, явно намекая на то, что если молодой человек после армии захочет остаться здесь, то её дом к его услугам. Улыбались закарпатские хохлушки и симпатичному водителю Черкееву, но он предпочитал лишь скромно улыбаться в ответ.

Последними объектами железнодорожных воинов стали объездная дорога вокруг Брянска и ветка до бумажной фабрики в Каунасе.

За несколько месяцев до демобилизации в часть начали приезжать вербовщики, уговаривали после службы ехать на Дальний Восток на рыбные промыслы, на шахты. Со многими беседовали индивидуально. Такой чести удостоился и Саша: физически крепкий, молодой, но с кучей профессий в кармане, такой очень пригодился бы в шахте, поэтому вербовщик не жалел слов, рассказывая о высоких зарплатах и льготах, которыми пользуются шахтёры. Но Саша бесповоротно решил - только домой. Тем более дома под боком развернулась Всесоюзная ударная стройка.

Вернувшись, долго не раздумывал - пошёл на стройку, где много различной техники. Но в автохозяйстве «Татэнергостроя» не спешили выделять бывшему воину новую машину, пришлось поездить на стареньком самосвале, развозить по объектам раствор, бетон, потом пересел на большегруз «КрАЗ». Уже освоился в коллективе, но сманили в управление механизации строительства, пообещав новую машину. Ею оказался скрепер - механизм уникальный и универсальный для разных земляных работ.

Лучший скреперист управления

Переход в УМС оказался знаменательным в судьбе Черкеева: ему поручали начинать строительство очень важных для города объектов. Так, он был в числе первых, кому доверили выкопать котлован для главного корпуса шинного завода. Трудились в две смены, котлован глубиной более двух метров начали копать в период сенокоса, завершили в начале осени. Ещё важные по значимости объекты - котлованы под завод «Этилен-45» и «ТЭЦ-2».

-4

Александр Фёдорович и его скрепер потребовались и в Камских Полянах на строительстве атомной электростанции. Но сначала бригада скреперистов потрудилась на строительстве дороги. Существовавшая до этого неудобная трасса была постоянной угрозой и причиной дорожно-транспортных происшествий. Механизаторы со стороны Нижнекамска срезали склон горы перед Шереметьевкой и у её подножия на десять метров подняли полотно. Про АЭС давно никто не вспоминает, но дорога, подарок от скреперистов, осталась и продолжает служить людям.

- Бригада у нас в то время подобралась дружная, все с опытом, поэтому к нам часто направляли молодых. Они у нас проходили настоящую школу жизни: изучали технику, учились жить в рабочем коллективе, становились хорошими механизаторами, заменяли тех, кто уходил на пенсию или по возрасту уже не мог работать на скрепере, - вспоминает Черкеев.

Именно работая скреперистом, Александр Фёдорович добился известности на всю стройку. За качественную работу и высокие показатели он был отмечен званиями «Ударник коммунистического труда» и «Лучший скреперист СУМ-1», в трудовой книжке - более десятка благодарностей.

-5

Эликсир здоровья от Черкеева

Сегодня Александру Фёдоровичу 83 года, но он ещё удивительно крепок. Свой секрет здоровья объясняет тем, что остаётся верен крестьянскому труду. Двухкомнатную квартиру отдал дочери, а сам с супругой Верой Николаевной стал жить в родительском доме в Ахтубе. Вспоминает, какое незавидное хозяйство было у отца: крыша крыта соломой, жили без света, воду носили с речки. Когда мэром Нижнекамска стал Ильсур Метшин, Черкеев пошёл к нему на приём, убедил, что надо сделать всё, чтобы деревня продолжала жить. Благодаря помощи мэра Александр Фёдорович поправил дом, покрыл крышу профнастилом, расширил сарай, была решена проблема воды. Приличный огород, небольшой технический парк с машиной, около десятка коз, которые исправно обеспечивают хозяев целебным молоком, - вот составляющие эликсира здоровья, которым пользуется Черкеев. Глядя на него, остаются верными родной деревне и продолжают жить в родительских домах ещё около десяти семей.

-6

Газимзян САБИРОВ.