«Моя педагогическая философия»
В каждом наброске, в каждом черновике,
Учитель продолжается в своем ученике.
………………………………………………………………….
Когда меня не станет - я буду петь голосами
Моих детей и голосами их детей.
Нас просто меняют местами,
Таков закон сансары, круговорот людей.
Баста «Сансара»
Добрый день, уважаемый читатель. Перед тобой мое эссе с интересным названием «Педагогическая философия». Слово «философия» ассоциируется у меня с опытным и мудрым человеком, который много лет живет на этой земле и может давать ценные советы окружающим его людям. Дорогой читатель, под моей философией я буду подразумевать систему понятий и установок, которые являются для меня важными при работе с детьми и людьми в целом. Свою философию я буду рассматривать с двух сторон: как со стороны моей профессии, так и со стороны того что я мама двоих детей, поэтому я мыслю педагогическими ценностями всегда. Я не имею морального права транслировать для своих учеников и своих детей разные ценности, ведь тогда получится, что я вру кому-то из них. А мне бы очень этого не хотелось.
Важным в общении с моими детьми и учениками являются несколько вещей. На первом месте стоит честность. Она является для меня самым важным критерием при общении с людьми. Быть честным с собой, с окружающими очень важно. Кривить душой, конечно, можно, и мы часто делаем это в жизни. Причины для этого могут быть самыми разнообразными. Мы можем оправдывать кого-то или помогать, может замалчивать что-то, но рано или поздно нам придется стать честными с собой, бегать по кругу сложно, а убежать от самого себя невозможно. Я признаю, что быть честным с собой – сложное дело. Открыто признавать свои достоинства и недостатки, замечать в себе не только хорошее, но и плохое, не перекладывать вину и ответственность на других людей, видеть в себе негативные стороны и качества, а еще лучше пытаться их искоренить. В первую очередь, я ориентируюсь на свои внутренние ощущения. Я честна с собой, у каждого из нас есть черты, которые мы не любим. Я долгое время не любила свой нос, цвет глаз и волос, став взрослее, я перестала любить свою прямолинейность, хладнокровие и рациональность. Мне казалось, будь я эмоциональнее или легкомысленнее, то и жить бы было проще. Но нет. Когда я приняла себя со всеми своими достоинствами и недостатками, я научилась принимать и других людей. Я поняла, что все люди разные и необходимо уметь уважать их разность. Я поняла, что нельзя дружить только со светлой стороной людей, у всех людей есть и темная сторона. Ведь еще древние мудрецы говорили, что есть баланс черного и белого, добра и зла. Дети-маленькие люди, они формируются как личности. Им еще предстоит пройти сложный и тернистый путь к становлению личности, педагоги встречают их, когда они уже преодолели часть этого долгого пути. Во время этого пути, именно на педагогов возлагается огромная ответственность по влиянию на ребенка. Таким образом, для того чтобы уважать себя и других, надо быть честным перед собой, любить самого себя, и тогда ты сможешь полюбить других. Именно это убеждение сформировало мое отношение к детям, а в дальнейшем стало первым принципом моей педагогической философии.
Вторым важным принципом моей жизненной и педагогической философии стала любовь. Мне повезло, я встречаю людей, которые излучают любовь в самые тяжелые времена своей жизни. Именно им я благодарна, той мудрости, что миром правит любовь. Таких людей всегда легко распознать. В их глазах горит чудесный свет, освещающий путь; улыбки этих людей дарят надежду и веру в будущее. Любовь согревает этот мир. Я знаю про это не понаслышке, так как я родилась в суровых краях, где выживание человека сопряжено с постоянным преодолением трудностей на всех уровнях человеческого бытия от бытовых до климатических. Путь преодоления у каждого свой, точно знаю, что любовь помогает преодолевать невзгоды. Искать во всем плюсы, быть позитивным и благодарным, ценить малое и давать миру многое – в моем понимании это всё составляющие любви. Любить можно по-разному. Кто-то любит своих детей больше всего на свете, а кто-то себя и свой комфорт. Кто-то любит свою работу, а кто-то любит собирать модели кораблей. Но и эта любовь помогает стать людям счастливее.
Я работаю в школе 6 лет. В процессе педагогической деятельности я сталкиваюсь с разными детьми и судьбами, я увидела за это время много детей, которых никто не любил. Мне очень грустно от этого, иногда я даже плачу, когда чувствую, что дети, окружающие меня, часто страдают от дефицита внимания. Я понимаю, что не могу дать им столько любви, сколько они не дополучили в жизни. Я могу лишь показать, что бывает и по-другому. Я рассказываю ребятам истории, не только из своей жизни, но и привожу примеры мужества и стойкости, мы рассуждаем с ними о счастье, доблести. Особенно любят слушать ребята рассказы ветеранов Великой Отечественной Войны, истории детей войны, читать дневники подростков того времени. Довольно часто при таких беседах нам сложно сдержать слезы…. Разговоры на сложные темы даются тяжело морально и психологически, но я верю, что это стоит потраченных сил. Вы знаете, иногда в их глазах появляется свет любви. Маленькая искорка, огонек веры и надежды…. И это для меня уже победа.
Третьим и немаловажным критерием моей педагогической философии является счастье. Увидеть мир добрым и счастливым помогает всероссийский урок счастья, который уже несколько лет я провожу. Я очень рада, что тема счастья становится актуальной в России и в образовании в частности. В Финляндии тема счастья является наиважнейшей. Вы знаете, что во многих странах есть даже министерства счастья? Я провожу такие уроки, мне всегда нравится разрабатывать свои уроки самостоятельно. Например, однажды мы целую неделю, читали книги про счастье. Они были самые разнообразные: Анна Гавальда «Просто вместе», Михаил Литвак «Если хочешь быть счастливым…», Далай Лама «Книга о счастье», книги серии «Куриный бульон для души», «14000 поводов для счастья» Барбары Эн Кипфер, книги Дейла Карнеги, «Полианна» Элинор Портер и другие. Дети читали и обсуждали прочитанные книги с родителями дома. В конце недели мы устроили «счастливые выходные». Мы отключили телефоны, собрались все вместе в классе и смотрели фильмы о счастье. Например, фильм «Жизнь прекрасна», «Я счастлив» и другие. А потом мы долго обсуждали, как стать счастливым. У нас получился очень теплый разговор. После этого появилась традиция, периодически собираться вместе и делиться счастливыми моментами. Мы создали «Клуб счастья». Мы катались на горках, ходили в кино, лепили пельмени и готовили печенье. Я думаю, мы, точно, стали немного счастливее. Разговор о счастье совсем непрост. В прошлом году, например, я делала покетмод, куда вошли счастливые истории, случаи, иллюстрации и стихи. Мы выяснили, что счастье у каждого свое. Мы поговорили об очень важных вещах. Конечно, уроки счастья не вписаны в календарно-тематическое планирование, хотя надо бы, они не являются обязательными, но они играют огромную воспитательную роль. На завершающем уроке счастья я предложила детям написать историю о том, что делает их счастливыми. Я была поражена количеству рассказов, хотя они были не на оценку, необязательными, но дети написали, потому что хотели поделиться своими мыслями со мной. Я убеждена, что дети счастливее взрослых, и это одна из причин, почему я хотела стать учителем: с детьми становишься счастливым сам.
Я хочу, чтобы дети научились сохранять свое детское счастье на протяжении многих лет, нести это ощущение через всю свою жизнь. Я понимаю, что это личностное действие, и я не смогу его отследить, но я хочу верить, что они смогут. Многие точно смогут…
Что еще повлияло на выбор моей профессии? Я всегда знала, что педагогика - это очень сложно. С первых дней в школе в далеком 1997 году я искренне уважала труд учителя и восхищалась своей первой учительницей – Бородиной Любовью Леонидовной. Мы часто видимся с ней, переписываемся в социальных сетях. Именно она научила меня слушать и слышать и всегда в меня верила. Даже сегодня в минуты страха, я слышу ее уверенный голос: «Ты все сможешь, верь в себя!». После начальной школы я перешла в другую школу. Училась я с интересом, даже азартом. В шестом классе мое имя внесли в реестр одаренных детей района, возможно, я даже этим гордилась: участвовала во всевозможных олимпиадах и конкурсах, конференциях. Я уважала своих учителей и даже благоговела перед ними любила и люблю до сих пор своих учителей, признательна им за то, как много они мне дали. Но стать учителем в будущем не входило в мои планы.
Я хотела быть историком, работать в музее, участвовать в экспедициях и писать книги. Я буквально грезила историей, зачитывалась энциклопедиями и мечтала, мечтала, мечтала. В университете я узнала много нового и посмотрела на жизнь под новым углом. Огромное впечатление на меня произвели теории когнитивного поведения, психоанализа и бихевиоризма. Благодаря семинарам и лекциям я познакомилась с мыслителями и учеными разных исторических периодов. Такие труды как «Государь» Николло Макиавелли, «Персидские письма» Шарля Луи Де Монтескье, «Кандид» Вольтера стали для меня любимыми философскими произведениями. Когда я стала историком, то поняла, что хочу не только изучать историю, но и преподавать ее. В университете я познакомилась с «Педагогической поэмой» А. С. Макаренко, «Я сердце отдаю детям» К.Г. Ушинского, трудами И.Г. Песталоцци и Януша Корчака. Труды корифеев педагогики потрясли меня до глубины души. Педагогическая практика помогла мне определиться с дальнейшей судьбой. На практике я увидела, как мало в школах учителей и как ждут нас дети. Я проходила практику в школе, где историю вел учитель биологии, так как историка не было уже много лет. Дети плохо знали предмет, но как же сильно они хотели его знать и с каким невероятным воодушевлением меня слушали. Когда моя практика закончилась, я поняла, что я не смогу уйти от них надолго и решила связать свою жизнь со школой. На тот момент я уже была мамой, и мне было важно понять, а как же научить собственных детей и не только истории. Именно тогда я решила стать учителем. Через три месяца после практики я пришла в школу и проработала в ней счастливых 4 года. Я не строила иллюзий относительно того, что я приду и дети меня полюбят всем сердцем, а потом мы будем менять мир. Я понимала, что короткая педагогическая практика и полноценный учебный процесс – это разные вещи, но я решила попробовать. В первые годы было сложно. Я не знала, как именно планировать уроки, разговаривать с родителями. Я знала историю, но не знала и не понимала, что детям она не всегда так интересна, как мне. В первые годы было много сложностей, да они и сейчас есть. Каждый мой класс - это отдельная галактика, которую необходимо познать, и только тогда получится в ней жить. Каждый ребенок живет на отдельной планете. Иногда дети посещают другие планеты, дружат, а иногда нет. Мне бывает приятно, когда детям хочется посетить мою планету. Я часто говорю детям, что они космические. Некоторые смеются над таким определением, но многие соглашаются. У каждого ребенка свой космос внутри, взрослым необходимо научиться уважать этот космос и ждать приглашения в гости.
Сегодня в образовании часто говорят о специальных, «твёрдых» навыках (hard skills), которые влияют на успех человека в конкретной деятельности. Их можно и нужно развивать с самого детства, особенно если у ребёнка есть явные задатки и интересы. Кроме них, есть общие, «гибкие» навыки (soft skills): умение учиться, мыслить нестандартно, красиво и правильно говорить, грамотно распределять время и т.п. Это одинаково полезно в учёбе, работе и в личных делах. «Мягкие» навыки — база для развития специальных умений и эффективности человека во всем. Многие из этих навыков отображены в портрете выпускника школы, т.е. в той модели, к которой необходимо стремиться каждому учителю. Я, как учитель, стараюсь научить детей полезным навыкам, в основном «мягким». Самым главным я считаю, умение учиться, и получать информацию самостоятельно, уметь ее трансформировать. Кроме того необходимо понимать, что к любому процессу стоит подходить как к творчеству или сотворчеству со своими товарищами. Для того, чтобы грамотно общаться и вести диалог, необходимы коммуникативные навыки. Умение жить в мире людей - это важный навык сегодня. Для меня важно, чтобы ребенок умел ставить цели и задачи перед собой, понимал, как достичь желаемого. Для меня важны регулятивные навыки, чтобы ребенок мог четко усваивать свои временные ресурсы, понимать свои слабые и сильные стороны. Я часто говорю детям, что умение высказывать свою точку зрения очень важно. Мои уроки - постоянный диалог. Мне кажется, что без бесед или дискуссий невозможно преподавать историю.. Мы занимаемся сторителлингом на уроках, так как это необходимое и уже популярное направление в современном образовании. Сторителлинг – это рассказывание воодушевляющих, мотивирующих историй о людях, событиях. Мой предмет - это уже набор историй, нужно только рассказать их
Я долгое время занимаюсь навыками смыслового чтения на уроках и поэтому люблю читать с детьми. Чтение на уроке очень важно, как, собственно, и за его пределами. Я часто приношу книги по истории из своей домашней библиотеки и даю их детям, чтобы они приобщались к чтению. Прочитанная книга – отличный повод для разговора по душам, спора или рассказа. К сожалению, не у всех родителей есть возможность покупать книги детям, но моя задача рассказать о возможностях, показать широту границ. Приходя на родительские собрания, я тоже часто приношу книги и советую их прочитать, ведь педагогика не стоит на месте, а чтобы стать, хорошим родителем необходимо постоянно учиться. Учиться вообще очень важно, не правда ли дорогой читатель? В моей любимой книге Л. Кэролла «Алиса в стране чудес», есть отличная фраза. «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». В данной фразе показана важность постоянного движения в учебе, работе, самосовершенствовании. Мы живем в быстро меняющемся мире, необходимо следовать «трендам».
Своими сильными сторонами могу назвать долговременное планирование, этому же я учу своих учеников. В начале четверти я раздаю детям трекер (лист отметок, путеводный лист) отслеживания собственных результатов. Я не скрываю от них, сколько оценок они получат за четверть и когда они могут их получить. Я считаю, что это помогает им верно спланировать свое время и видеть всю картинку целиком, чувствовать безопасность. Кроме того на каждый урок я стараюсь приготовить рабочий лист. В рабочем листе есть опорные моменты урока. Работа по рабочему листу помогает сильным ученикам работать быстрее и не ждать других. В то же время средние и слабые ученики работают со мной в своем более медленном темпе, и чувствуют себя более комфортно. Такая дифференциация помогает мне обращать внимание на отстающих учеников и подходить к ним индивидуально, помогать им. Если же ученик быстро усваивает материал, то он очень часто успевает сделать и рабочий лист, и домашнее задание на уроке. Для учеников я готовлю задания повышенного уровня сложности из олимпиад или конкурсов, чтобы им было интересно. Кроме того на рабочем листе я всегда указываю домашнее задание. Оно обязательно должно быть разного уровня сложности. Я считаю, что ребенок должен иметь право выбора. Умение выбирать, безусловно, одно из самых сложных и ответственных в жизни, если ребенок будет сталкиваться с ним чаще, то получит больше опыта и сможет применить его в дальнейшей жизни как гражданин и патриот. Для того, чтобы выбрать, он сам должен оценить свои знания и силы по данной теме и выбрать себе задание. Это честно и справедливо, на мой взгляд. При проведении тестирования я всегда указываю шкалу оценивания. Дети сами говорят, согласны они с ней или они считают ее завышенной. Если им кажется, что баллы очень высоки, то мы договариваемся об изменениях. Первым и важным этапом при взаимодействии с классами я считаю, установление правил. Есть разные формы, и ты, дорогой читатель, наверняка, знаешь про них. Я обычно иду от детей и позволяю им дописать правила. Я выдаю свои правила, они обязательны, а дети их дописывают. Установление правил - это своеобразный договор, ни я, ни ребята не могут его нарушить в течение выбранного срока. Период, конечно же, выбираю не я.
В одном японском сериале главный герой говорит такие слова: «У меня есть светлая сторона, и у меня есть темная сторона. Истинное наслаждение в том, чтобы иметь их обе». Я, так же как и этот персонаж имею обе стороны. К своим слабым сторонам могу отнести тот факт, что я довольно академична. Я могу усложнить задания, тесты или тексты. Скорее всего, это связано с тем, что я иногда завышаю возможности своих учеников. Кроме того у меня есть сложности с дисциплиной, особенно когда ученики еще не владеют культурой общения. В 5-6 классах дети сначала очень боятся отвечать на уроках, а затем они часто хотят ответить все сразу. С этим явлением сталкиваюсь не только я. В силу того что я довольно демократична, я не могу установить жёстких требований и не умею перебивать детей. Я придумала технику устных ответов в этом году, и она прекрасно работает. Я разрабатываю тематические наклейки, печатаю их и за каждый правильный устный ответ даю наклейку ребенку. За 10 накопленных наклеек ребенок получает «5», за 7 наклеек получает «4», а за 5 наклеек он получает «3». Кроме того, они могут дарить наклейки, обменивать и копить до тех пор, пока мы не закончим тему или раздел, которому наклейки соответствуют. Детям нравится, говорить они стали больше, но при этом стали более сдержанными. Замечательный результат, не правда ли?
Как быстро прошло время. Удивительно, не так ли? Мы живем в постоянно меняющемся мире и учим талантливых детей. Нам, учителям, необходимо быть с детьми на одной волне, общаться на их языке, но учить своему предмету: через экскурсии, беседы, чтение, киноклубы, сочинения, тесты, экзамены. Понимать ценности детей, но рассказывать о том, что и для нас имеет значение. Уважать их и помогать им учиться уважать нас. Мы всегда должны помнить, что мы не они, а они не мы. Хорошо ли это или плохо, это философский вопрос. Я, как ты помнишь, дорогой читатель, говорю о своей философии, но стараюсь учиться мудрости через свой педагогический опыт, где есть место для проб и ошибок. Я учитель со своей системой взглядов и мнений, я лишь эпизод в детской истории, но важный в ней персонаж. Возможно, для кого-то я стану другом, ментором, наставником, примером для подражания, это так же вероятно, как и то, что кто-то забудет обо мне через неделю после выпуска из школы. Моя задача - быть с этими детьми, идти рядом с ними и рассказывать им истории, чтобы наш совместный путь был добрым и счастливым. Я отвечаю только за эту часть пути, к сожалению. Но я верю, что наши уроки отразятся в поступках и мыслях выпускников, помогут сделать правильный выбор. Я благодарна всем детям, которых я учила и которые учили меня, ведь еще одна ценность для меня заключается в том, что не только мы учим детей, но и они учат нас, это взаимовыгодный процесс. Вначале мы учим своих детей, затем учимся у них. Кто не хочет учиться, тот отстает от времени, но рассуждающий и чувствующий человек находит отражение в своих детях, учениках, друзьях. Этот процесс вечен как мир и его невозможно остановить, как колесо сансары.