Лет двадцать назад, работая в IT отрасли, наблюдал работу «горячей линии» банковского программного обеспечения – брали девушек с приятным голосом, выдавали им тетрадку со всеми собранными типовыми ошибками, их признаками и методами исправления. Последнее составили разработчики по итогам нескольких месяцев опытно-промышленной эксплуатации (чтобы их не дергали по любому поводу), и жизнь налаживалась. 95% ошибок содержалось в этой тетрадке и был четкий алгоритм как исправить. В случае появления чего-нибудь нового, телефон переключался на программиста, что начинал разбираться детально. Излишне говорить, что никакого представления о системе и программировании девочки не имели, да и не надо им это было.
В будущем довольно часто приходилось сталкиваться с руководителями разных уровней, что не понимали сути, но имели набор ограниченных алгоритмов, которые позволяли им выкручиваться и не показывать свой непрофессионализм годами.
Наблюдая действия нашего ЦБ, не покидает стойкое ощущение именно таких девочек на «горячей линии», что берут перечень признаков, полного совпадения давно уже нет – ошибка выходит за пределы типовой, а делать что-то нужно. В итоге делается все подряд, из заветной тетради, ровно в том порядке, как поставлен диагноз, т.е. случайно. Не беда, что предлагаемые решения противоречат друг другу, ничего иного вообще нет. Даже брошки вывешиваются по тетрадке, переписанной украдкой у Мадлен Олбрайт.
Им бы обратиться к программистам, да нет тех давно, на пенсию вышли, живут далеко или умерли. А конкурентов звать страшно, боится руководство перемен, да и непонятны те конкуренты, говорить красиво умеют, критикуют отменно, а умеют ли работать – науке сие не известно…
И, да, обвинение во всех бедах в экономике руководства ЦБ и Минфина – ровно такой же алгоритм, что застилает глаза, ведет к пропуску других причин и сокрытию собственной некомпетентности…)))