Найти тему
Неизвестный Туран

Дорога из Душанбе на Гиссарский хребет. Через противолавинные тоннели к Истиклолу

И так, осмотрев в прошлой части Археологически музей Таджикистана, познакомившись там с принцессой Саразма бронзового века и спящим Буддой VII-VIII веков нашей эры, мы с Сарой-Кыз покидаем гостеприимный Душанбе и отправляемся в Фанские горы. Наш путь лежит через Гиссарский хребет на его северный склоны к озеру Искандеркуль. Надо успеть туда до темноты, чтобы выбрать место для ночлега. Выезжаем из Душанбе и устремляемся в северном направлении на встречу приключениям.

Но сначала я сбиваюсь с курса, встаю не в тот ряд и зачем-то посещаю круглую площадь с декоративным объектом рядом с Душанбинским пивзаводом.

И то и другое осталось за обрезом кадра. Разворачиваюсь по круговому движению и ухожу обратно на проспект Рудаки
И то и другое осталось за обрезом кадра. Разворачиваюсь по круговому движению и ухожу обратно на проспект Рудаки

Кстати, о манере езды в ныне независимых республиках Центральной Азии. Я испытал легкий дискомфорт всего два раза. Первый раз в Нукусе, где после пустынных пространств Устюрта я шарахался от каждого встречного-поперечного миниатюрного белого Дамаса, выполняющих в этом городе роль автобусов, даже несмотря на малое количество автомобилей. Причем делали это Дамасы весьма своеобразно: минимикроавтобусы подбирают пассажиров где попало, а пассажиры в свою очередь выходят прямо на проезжую часть где им взбредет в голову. Сколько раз было - следуешь живенько во втором ряду широченной автомагистрали и тут перед тобой резко оттормаживается Дамас, чтобы забрать кучку женщин с детьми прямо посереди проезжей части. Пассажиры тоже не добавляли радости иногда выбегая под колеса, перепутав Белку с Дамасом.
В Душанбе же я испытал все прелести азиатской езды в полной мере. Часть города была перекрыта из-за строительства новых автомагистралей и в пробках, да и не только, народ ездил как хотел, т.е. весьма хаотично с моей точки зрения. Но немного понавтыкавшись в здешнюю манеру езды я быстро ее перенял. Этому способствовала боевая раскраска Белки, на которую все обращали внимание и уступали дорогу, даже при отсутствии Сары-Кыз на переднем сидении. Ну а уж с ней мы были просто вне конкуренции.

Подпись придумайте сами
Подпись придумайте сами
По проспекту Рудаки уверенно идем на выезд из города через небольшую промзону
По проспекту Рудаки уверенно идем на выезд из города через небольшую промзону
Слева дымят трубы Душанбинского цементного завода ОАО "Таджикцемент"
Слева дымят трубы Душанбинского цементного завода ОАО "Таджикцемент"

Душанбинский цементный завод был сдан в эксплуатацию в 1942 году с мощностью 150 тыс. тонн цемента в год и с тех пор неоднократно подвергался реконструкции. В советское время завод обеспечивал на 100% потребность в цементе всего Таджикистана, имея проектную мощность до 1,1 млн. цемента в год, но никогда не работал на полную мощность. В годы кризиса производство цемента сократилось в 5 раз. Были периоды когда Таджикистан превращался в импортера цемента из Пакистана.  В настоящее время производство цемента на Душанбинском заводе составляет около 300 тыс. тонн в год. Доля завода составляет чуть более 5% от всей цементной продукции Республики Таджикистан при росте отрасли в последние годы в несколько раз.
До 1990-х годов завод работал на газе, поставляемом из Узбекистана, ныне работает на каменном угле. Сырье для производства цемента добывается на собственных карьерах. Так известняк добывается на карьере "Харангон" и ранее доставлялся на завод по двум подвесным канатным дорогам производительностью 160 т/час каждая и протяженностью – 15 км. По некоторым данным сейчас канатные дороги не работают. Норма расхода известняка на выпуск 1 тонны клинкера составляет 1270-1300кг. Лесс добывается на карьере "Варзобского месторождения лессовидных суглинков", находящемся в 1,5 км от завода, и доставляется автосамосвалами. Норма расхода лесса на 1 тонну клинкера составляет 270-300 кг. Источник
В 2019 году было принято решение закрыть завод как экологически вредное производство и перенести его на новую площадку в районе известнякового карьера "Харангон", но судя по всему работы даже не начинались.

Трубы Душанбинского цементного завода
Трубы Душанбинского цементного завода

В настоящее время Таджикистан постепенно превращается в "цементную страну", строятся новые современные заводы, происходит вывод в Республику цементного производства из Китая. С одной стороны это отрадно, но надо учитывать, что производство цемента является одной из наиболее загрязняющих окружающую среду отраслей промышленности.
По данным Минпрома, за 7 месяцев 2020 года в стране произведено свыше 2,4 млн тонн цемента 13 предприятиями, что почти на 90 тыс. тонн больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Общая мощность производителей цемента в республике составляет 5,2 млн тонн. Более 80% производства приходится на три таджикско-китайских предприятия. Свыше 30% (780 тыс. тонн) от общего объема цемента за 7 месяцев 2020 года было экспортировано в соседние страны. В частности, 429 тыс. тонн - в Узбекистан, 320 тыс. тонн – в Афганистан и 40 тыс. тонн – в Кыргызстан. Источник

Вскоре шоссе покидает промзону и вырывается на простор. Пейзажи становятся более живописными даже не смотря на наличие поста местного ГАИ. На фото только проскочили пересадочный терминал Маром откуда отправляются маршрутки в Душанбе.
Вскоре шоссе покидает промзону и вырывается на простор. Пейзажи становятся более живописными даже не смотря на наличие поста местного ГАИ. На фото только проскочили пересадочный терминал Маром откуда отправляются маршрутки в Душанбе.
Самое начало шоссе Душанбе-Худжанд - главная магистраль страны, единственная транспортная артерия связывающая юг Таджикистана с его севером. Отличное шоссе с новым асфальтом тянется вдоль русла реки Варзоб, а на горизонте уже маячат вершины Гиссарского хребта, окутанные грозовыми тучами.
Самое начало шоссе Душанбе-Худжанд - главная магистраль страны, единственная транспортная артерия связывающая юг Таджикистана с его севером. Отличное шоссе с новым асфальтом тянется вдоль русла реки Варзоб, а на горизонте уже маячат вершины Гиссарского хребта, окутанные грозовыми тучами.

Небольшое видео, снятое на выезде из Душанбе. Самое интересное начинается с 30-ой секунды - мы проскочили Варзобскую деривационную ГЭС-1:

Каскад Варзобских ГЭС — комплекс из трёх малых гидроэлектростанций на реке Варзоб, расположенных на северной окраине города Душанбе. Все ГЭС каскада построены по деривационному типу с безнапорной подводящей деривацией (отвод воды по специальному каналу от основного русла). Это старейшие гидроэлектростанции Таджикистана. Помимо выработки электроэнергии, обеспечивают водоснабжение Варзобского района и частично города Душанбе. Общая мощность ГЭС каскада — 25,36 МВт.
Варзобская ГЭС-1 представляет собой верхнюю ступень каскада, обеспечивает забор воды и её очистку от наносов в интересах всего каскада. Начало строительства ГЭС — 1931 год, первый гидроагрегат пущен в 1936 году, второй — в 1937 году, сооружение ГЭС было завершено в 1938 году. Мощность ГЭС — 9,5 МВт, среднегодовая выработка — 84 млн кВт.ч. В здании ГЭС установлено два гидроагрегата индийского производства с радиально-осевыми турбинами работающими на расчётном напоре 46 м и генераторами мощностью по 4,75 МВт. Изначально мощность станции составляла 7,44 МВт (2 гидроагрегата по 3,72 МВт), но в 2012 году проведена замена гидроагрегатов за счёт средств гранта в размере $17 млн, предоставленного правительством Индии. Две другие станции Варзобского каскада расположены в черте города Душанбе. ГЭС-2 была начата постройкой в 1943 году и пущена в 1949 г. Мощность 14,4 МВт. ГЭС-3 мощностью 3,52 МВт пущена в 1952 году.
Источник

Пункт оплаты проезда по платной дороге "Варзоб"
Пункт оплаты проезда по платной дороге "Варзоб"
Я не помню, сколько стоил проезд и заплатили ли мы за него. Наверное заплатили, раз шлагбаум нам открыли. А вот большие ворота на выезде из Душанбе, которые должны были стоять в этом месте, мы не сфотографировали, или даже просто не увидели.
Я не помню, сколько стоил проезд и заплатили ли мы за него. Наверное заплатили, раз шлагбаум нам открыли. А вот большие ворота на выезде из Душанбе, которые должны были стоять в этом месте, мы не сфотографировали, или даже просто не увидели.
Все, Душанбе остался теперь уже официально позади, впереди ровная лента шоссе начинает подниматься в горы по долине реки Варзоб, вскоре переходящей в ущелье
Все, Душанбе остался теперь уже официально позади, впереди ровная лента шоссе начинает подниматься в горы по долине реки Варзоб, вскоре переходящей в ущелье
Пешеходный мост через Варзоб к дачкам на другом берегу реки где-то в районе кишлака Дахана
Пешеходный мост через Варзоб к дачкам на другом берегу реки где-то в районе кишлака Дахана

Долина реки Варзоб является излюбленным местом отдыха жителей Душанбе. На ее берегах в дни летней жары можно найти тенистую прохладу в многочисленных беседках, на турбазах и в домах отдыха, а также в своих личных коттеджах и виллах.

На фото беседки на "курьих ножках" построенные над бурными водами Варзоба предположительно на выезде из кишлака Дахана
На фото беседки на "курьих ножках" построенные над бурными водами Варзоба предположительно на выезде из кишлака Дахана

Встречаются и вполне солидные современные усадьбы. Что характерно, при взгляде на космосъемку, практически в каждом коттедже или вилле имеется свой небольшой плавательный бассейн, чей размер коррелируется с размером усадьбы, а ее размах с благосостоянием владельца.

Обратите внимание на качество асфальта
Обратите внимание на качество асфальта
Через Варзоб то тут, то там перекинуты простецкие автомобильные или пешеходные мостки, впрочем последние иногда выполнены с претензией на оригинальность.
Через Варзоб то тут, то там перекинуты простецкие автомобильные или пешеходные мостки, впрочем последние иногда выполнены с претензией на оригинальность.
При въезде в кишлак Пугус над дорогой попался вот такой бетонный желоб для отвода паводковых вод и селевых потоков
При въезде в кишлак Пугус над дорогой попался вот такой бетонный желоб для отвода паводковых вод и селевых потоков

По мере того как дорога карабкается вверх на Гиссарский хребет становится прохладнее, а воздух чище. Постепенно открываются покрытые снегом пики гор, достигающие здесь высоты 3-4,5 км. В верхней части Пугуса, на противоположном берегу Варзоба расположена одна из резиденций Президента Таджикистана Эммомоли Рахмона. Если честно, она меня не впечатлила и мы даже не сняли ее. Чего не скажешь о Дарвазской резиденции на Памире, где мне даже привелось переночевать

С набором высоты погода резко портится, начинается дождь, дует холодный ветер. Мы задраиваем окна и устремляемся дальше. На очереди цепочка из 20 противолавинных тоннелей.
С набором высоты погода резко портится, начинается дождь, дует холодный ветер. Мы задраиваем окна и устремляемся дальше. На очереди цепочка из 20 противолавинных тоннелей.
Глядя на такой портал может показаться, что перед нами вход в тоннель под горным массивом. На самом деле это действительно тоннель, но построенный полностью из бетона и как бы лежащий на поверхности
Глядя на такой портал может показаться, что перед нами вход в тоннель под горным массивом. На самом деле это действительно тоннель, но построенный полностью из бетона и как бы лежащий на поверхности

Эти тоннели построены на лавиноопасных участках шоссе, чтобы уберечь машины от схода снежных лавин и селей. Всего на участке до тоннеля Истиклол я насчитал 20 противолавинных тоннелей и один километровый тоннель "Дружба", пробитый через горный массив.

Борта долины Варзоба постепенно сдвигаются еще уже и она превращается в ущелье, по которому вьется лента шоссе, перескакивая с одного берега реки на другой
Борта долины Варзоба постепенно сдвигаются еще уже и она превращается в ущелье, по которому вьется лента шоссе, перескакивая с одного берега реки на другой
Почти как в Афганистане
Почти как в Афганистане
Давайте осмотрим один из противолавинных тоннелей поподробнее, тем более, что здесь есть где припарковаться
Давайте осмотрим один из противолавинных тоннелей поподробнее, тем более, что здесь есть где припарковаться

Противолавинный тоннель представляет собой бетонную трубу сферического внутреннего сечения и трапециевидного наружного. Задача тоннеля выдержать удар снежной лавины и обеспечить надежное убежище, укрывшимся в нем автомобилям, до прихода спасателей. Кроме того тоннель каждый день защищает проходящие машины от камнепадов. Тоннели не имеют внутреннего освещения и ехать внутри приходится с включенными фарами, если тоннель шибко длинный.

Непривычно видеть такое сооружение
Непривычно видеть такое сооружение
На портале каждого тоннеля помимо обычных в таких случаях граффити размещена табличка, на которой написано что-то типа: "К № 7 59+100" Последние две цифры это номер дорожного пикета, а номер вначале, это предположительно порядковый номер со стороны Душанбе.
На портале каждого тоннеля помимо обычных в таких случаях граффити размещена табличка, на которой написано что-то типа: "К № 7 59+100" Последние две цифры это номер дорожного пикета, а номер вначале, это предположительно порядковый номер со стороны Душанбе.
Если посмотреть на тоннель со стороны горного склона то выглядит он вот так. Я почему-то не забрался на его поверхность, хотя это сделать было легко
Если посмотреть на тоннель со стороны горного склона то выглядит он вот так. Я почему-то не забрался на его поверхность, хотя это сделать было легко
После близкого знакомства с противолавинным тоннелем едем к следующему, но он оказался не противолавинным. Это пробитый через скальный массив тоннель Дусти ("Дружба") длиной 1047 м, открытый в 2011 году.
После близкого знакомства с противолавинным тоннелем едем к следующему, но он оказался не противолавинным. Это пробитый через скальный массив тоннель Дусти ("Дружба") длиной 1047 м, открытый в 2011 году.

Вынырнув из тоннеля "Дружба" мы достигли знакового места. Здесь река Майхура, сливаясь с рекой Зидды, образуют Варзоб, это он на фото ниже. Справа долина реки Зидды, слева Майхуры. Ранее шоссе Душанбе-Худжант уходило вправо и карабкалось на Гиссарский хребет по долине Зидды до Анзобского перевала. Ныне эта старая дорога заброшена и по некоторым данным из-за осыпей не проходима. Новое шоссе проложили по долине Майхуры. Правда для этого пришлось под главным хребтом пробить пятикилометровый тоннель "Истиклол".

Место рождения Варзоба
Место рождения Варзоба
Долина реки Зидды. Вдоль ее русла старая дорога уходит на Анзобский перевал. Было бы интересно попытаться проехать по ней, но у нас на это нет времени
Долина реки Зидды. Вдоль ее русла старая дорога уходит на Анзобский перевал. Было бы интересно попытаться проехать по ней, но у нас на это нет времени
Опять начинается серия противолавинных тоннелей
Опять начинается серия противолавинных тоннелей
Мы буквально ныряем из одного в другой
Мы буквально ныряем из одного в другой
И даже пробуем что-то снять внутри
И даже пробуем что-то снять внутри

Вот какое видео получилось:

Тоннель Истиклол все ближе
Тоннель Истиклол все ближе
А погода все суровее
А погода все суровее

Внезапно впереди показывается какое-то здание. Вот уж чего мы никак не ожидали на высоте почти 3 тыс. метров.

Это общежитие рабочих прокладывавших тоннель Истиклол. Сейчас там живут дорожники.
Это общежитие рабочих прокладывавших тоннель Истиклол. Сейчас там живут дорожники.
Останавливаемся и выходим из машины, благо есть где припарковаться
Останавливаемся и выходим из машины, благо есть где припарковаться
С этой площадки открывается грандиозный вид на пики Гиссарского хребта и долину реки Майхура. По этой дороге, что лентой вьется по горному склону мы только что сюда поднялись
С этой площадки открывается грандиозный вид на пики Гиссарского хребта и долину реки Майхура. По этой дороге, что лентой вьется по горному склону мы только что сюда поднялись

Гиссарский хребет — находится на междуречье бассейнов рек Зеравшан и Амударья, в западной части Памиро-Алайской горной системы. Длина хребта около 200 км. Проходит южнее Зеравшанского хребта и севернее Душанбе через Гиссарский район в Таджикистане и северную часть Сурхандарьинской области в Узбекистане. Самая высокая точка хребта, пик Хазрет-Султан (4643 м, бывший Пик им. XXII съезда КПСС), находится в Узбекистане на границе с Таджикистаном (на северо-западе от г. Душанбе). Этот пик является и самой высокой точкой в Узбекистане. Хребет сложен главным образом кристаллическими породами, сланцами и песчаниками, прорванными интрузиями гранитов. На северных склонах Гиссарского хребта расположено горное озеро Искандеркуль. Источник
Гиссарский хребет разделяет Таджикистан на две части и ранее сообщение между ними было только через Анзобский перевал высотой 3372 метра открытый в течении шести теплых месяцев в году. С постройкой тоннеля Истиклол (Анзобский тоннель) сообщение между севером и югом Таджикистана стало круглогодичным.

Я могу ошибиться, но кажется именно эти заснеженные пики слева называются Варзобская пила. Внизу видна вертолетная площадка, а вдоль самого русла реки Майхура, не видная отсюда, вьется грунтовая дорога на месторождение полиметаллических руд Майхура
Я могу ошибиться, но кажется именно эти заснеженные пики слева называются Варзобская пила. Внизу видна вертолетная площадка, а вдоль самого русла реки Майхура, не видная отсюда, вьется грунтовая дорога на месторождение полиметаллических руд Майхура
Сары-Кыз и Варзобская пила
Сары-Кыз и Варзобская пила
Белка и Сары-Кыз в Гиссарских горах. Или две Белки?
Белка и Сары-Кыз в Гиссарских горах. Или две Белки?
Сары-Кыз впервые увидела заснеженные горы и довольная резвиться на краю пропасти
Сары-Кыз впервые увидела заснеженные горы и довольная резвиться на краю пропасти
-40
Еще несколько кадров вершин южного склона Гиссарского хребта и отправляемся дальше
Еще несколько кадров вершин южного склона Гиссарского хребта и отправляемся дальше
Погода суровеет еще больше и мы приближаемся к тоннелю Истиклол или Анзобскому тоннелю
Погода суровеет еще больше и мы приближаемся к тоннелю Истиклол или Анзобскому тоннелю

Продолжение следует. Предыдущая часть была здесь на моем старом канале:

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой новый канал "Неизвестный Туран". История с Сары-Кыз теперь здесь.