И так, осмотрев в прошлой части Археологически музей Таджикистана, познакомившись там с принцессой Саразма бронзового века и спящим Буддой VII-VIII веков нашей эры, мы с Сарой-Кыз покидаем гостеприимный Душанбе и отправляемся в Фанские горы. Наш путь лежит через Гиссарский хребет на его северный склоны к озеру Искандеркуль. Надо успеть туда до темноты, чтобы выбрать место для ночлега. Выезжаем из Душанбе и устремляемся в северном направлении на встречу приключениям.
Но сначала я сбиваюсь с курса, встаю не в тот ряд и зачем-то посещаю круглую площадь с декоративным объектом рядом с Душанбинским пивзаводом.
Кстати, о манере езды в ныне независимых республиках Центральной Азии. Я испытал легкий дискомфорт всего два раза. Первый раз в Нукусе, где после пустынных пространств Устюрта я шарахался от каждого встречного-поперечного миниатюрного белого Дамаса, выполняющих в этом городе роль автобусов, даже несмотря на малое количество автомобилей. Причем делали это Дамасы весьма своеобразно: минимикроавтобусы подбирают пассажиров где попало, а пассажиры в свою очередь выходят прямо на проезжую часть где им взбредет в голову. Сколько раз было - следуешь живенько во втором ряду широченной автомагистрали и тут перед тобой резко оттормаживается Дамас, чтобы забрать кучку женщин с детьми прямо посереди проезжей части. Пассажиры тоже не добавляли радости иногда выбегая под колеса, перепутав Белку с Дамасом.
В Душанбе же я испытал все прелести азиатской езды в полной мере. Часть города была перекрыта из-за строительства новых автомагистралей и в пробках, да и не только, народ ездил как хотел, т.е. весьма хаотично с моей точки зрения. Но немного понавтыкавшись в здешнюю манеру езды я быстро ее перенял. Этому способствовала боевая раскраска Белки, на которую все обращали внимание и уступали дорогу, даже при отсутствии Сары-Кыз на переднем сидении. Ну а уж с ней мы были просто вне конкуренции.
Душанбинский цементный завод был сдан в эксплуатацию в 1942 году с мощностью 150 тыс. тонн цемента в год и с тех пор неоднократно подвергался реконструкции. В советское время завод обеспечивал на 100% потребность в цементе всего Таджикистана, имея проектную мощность до 1,1 млн. цемента в год, но никогда не работал на полную мощность. В годы кризиса производство цемента сократилось в 5 раз. Были периоды когда Таджикистан превращался в импортера цемента из Пакистана. В настоящее время производство цемента на Душанбинском заводе составляет около 300 тыс. тонн в год. Доля завода составляет чуть более 5% от всей цементной продукции Республики Таджикистан при росте отрасли в последние годы в несколько раз.
До 1990-х годов завод работал на газе, поставляемом из Узбекистана, ныне работает на каменном угле. Сырье для производства цемента добывается на собственных карьерах. Так известняк добывается на карьере "Харангон" и ранее доставлялся на завод по двум подвесным канатным дорогам производительностью 160 т/час каждая и протяженностью – 15 км. По некоторым данным сейчас канатные дороги не работают. Норма расхода известняка на выпуск 1 тонны клинкера составляет 1270-1300кг. Лесс добывается на карьере "Варзобского месторождения лессовидных суглинков", находящемся в 1,5 км от завода, и доставляется автосамосвалами. Норма расхода лесса на 1 тонну клинкера составляет 270-300 кг. Источник
В 2019 году было принято решение закрыть завод как экологически вредное производство и перенести его на новую площадку в районе известнякового карьера "Харангон", но судя по всему работы даже не начинались.
В настоящее время Таджикистан постепенно превращается в "цементную страну", строятся новые современные заводы, происходит вывод в Республику цементного производства из Китая. С одной стороны это отрадно, но надо учитывать, что производство цемента является одной из наиболее загрязняющих окружающую среду отраслей промышленности.
По данным Минпрома, за 7 месяцев 2020 года в стране произведено свыше 2,4 млн тонн цемента 13 предприятиями, что почти на 90 тыс. тонн больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Общая мощность производителей цемента в республике составляет 5,2 млн тонн. Более 80% производства приходится на три таджикско-китайских предприятия. Свыше 30% (780 тыс. тонн) от общего объема цемента за 7 месяцев 2020 года было экспортировано в соседние страны. В частности, 429 тыс. тонн - в Узбекистан, 320 тыс. тонн – в Афганистан и 40 тыс. тонн – в Кыргызстан. Источник
Небольшое видео, снятое на выезде из Душанбе. Самое интересное начинается с 30-ой секунды - мы проскочили Варзобскую деривационную ГЭС-1:
Каскад Варзобских ГЭС — комплекс из трёх малых гидроэлектростанций на реке Варзоб, расположенных на северной окраине города Душанбе. Все ГЭС каскада построены по деривационному типу с безнапорной подводящей деривацией (отвод воды по специальному каналу от основного русла). Это старейшие гидроэлектростанции Таджикистана. Помимо выработки электроэнергии, обеспечивают водоснабжение Варзобского района и частично города Душанбе. Общая мощность ГЭС каскада — 25,36 МВт.
Варзобская ГЭС-1 представляет собой верхнюю ступень каскада, обеспечивает забор воды и её очистку от наносов в интересах всего каскада. Начало строительства ГЭС — 1931 год, первый гидроагрегат пущен в 1936 году, второй — в 1937 году, сооружение ГЭС было завершено в 1938 году. Мощность ГЭС — 9,5 МВт, среднегодовая выработка — 84 млн кВт.ч. В здании ГЭС установлено два гидроагрегата индийского производства с радиально-осевыми турбинами работающими на расчётном напоре 46 м и генераторами мощностью по 4,75 МВт. Изначально мощность станции составляла 7,44 МВт (2 гидроагрегата по 3,72 МВт), но в 2012 году проведена замена гидроагрегатов за счёт средств гранта в размере $17 млн, предоставленного правительством Индии. Две другие станции Варзобского каскада расположены в черте города Душанбе. ГЭС-2 была начата постройкой в 1943 году и пущена в 1949 г. Мощность 14,4 МВт. ГЭС-3 мощностью 3,52 МВт пущена в 1952 году. Источник
Долина реки Варзоб является излюбленным местом отдыха жителей Душанбе. На ее берегах в дни летней жары можно найти тенистую прохладу в многочисленных беседках, на турбазах и в домах отдыха, а также в своих личных коттеджах и виллах.
Встречаются и вполне солидные современные усадьбы. Что характерно, при взгляде на космосъемку, практически в каждом коттедже или вилле имеется свой небольшой плавательный бассейн, чей размер коррелируется с размером усадьбы, а ее размах с благосостоянием владельца.
По мере того как дорога карабкается вверх на Гиссарский хребет становится прохладнее, а воздух чище. Постепенно открываются покрытые снегом пики гор, достигающие здесь высоты 3-4,5 км. В верхней части Пугуса, на противоположном берегу Варзоба расположена одна из резиденций Президента Таджикистана Эммомоли Рахмона. Если честно, она меня не впечатлила и мы даже не сняли ее. Чего не скажешь о Дарвазской резиденции на Памире, где мне даже привелось переночевать
Эти тоннели построены на лавиноопасных участках шоссе, чтобы уберечь машины от схода снежных лавин и селей. Всего на участке до тоннеля Истиклол я насчитал 20 противолавинных тоннелей и один километровый тоннель "Дружба", пробитый через горный массив.
Противолавинный тоннель представляет собой бетонную трубу сферического внутреннего сечения и трапециевидного наружного. Задача тоннеля выдержать удар снежной лавины и обеспечить надежное убежище, укрывшимся в нем автомобилям, до прихода спасателей. Кроме того тоннель каждый день защищает проходящие машины от камнепадов. Тоннели не имеют внутреннего освещения и ехать внутри приходится с включенными фарами, если тоннель шибко длинный.
Вынырнув из тоннеля "Дружба" мы достигли знакового места. Здесь река Майхура, сливаясь с рекой Зидды, образуют Варзоб, это он на фото ниже. Справа долина реки Зидды, слева Майхуры. Ранее шоссе Душанбе-Худжант уходило вправо и карабкалось на Гиссарский хребет по долине Зидды до Анзобского перевала. Ныне эта старая дорога заброшена и по некоторым данным из-за осыпей не проходима. Новое шоссе проложили по долине Майхуры. Правда для этого пришлось под главным хребтом пробить пятикилометровый тоннель "Истиклол".
Вот какое видео получилось:
Внезапно впереди показывается какое-то здание. Вот уж чего мы никак не ожидали на высоте почти 3 тыс. метров.
Гиссарский хребет — находится на междуречье бассейнов рек Зеравшан и Амударья, в западной части Памиро-Алайской горной системы. Длина хребта около 200 км. Проходит южнее Зеравшанского хребта и севернее Душанбе через Гиссарский район в Таджикистане и северную часть Сурхандарьинской области в Узбекистане. Самая высокая точка хребта, пик Хазрет-Султан (4643 м, бывший Пик им. XXII съезда КПСС), находится в Узбекистане на границе с Таджикистаном (на северо-западе от г. Душанбе). Этот пик является и самой высокой точкой в Узбекистане. Хребет сложен главным образом кристаллическими породами, сланцами и песчаниками, прорванными интрузиями гранитов. На северных склонах Гиссарского хребта расположено горное озеро Искандеркуль. Источник
Гиссарский хребет разделяет Таджикистан на две части и ранее сообщение между ними было только через Анзобский перевал высотой 3372 метра открытый в течении шести теплых месяцев в году. С постройкой тоннеля Истиклол (Анзобский тоннель) сообщение между севером и югом Таджикистана стало круглогодичным.
Продолжение следует. Предыдущая часть была здесь на моем старом канале:
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой новый канал "Неизвестный Туран". История с Сары-Кыз теперь здесь.