Что собой представляют иранские беспилотники, известно мало. А зря, ведь тема весьма любопытная и для некоторых весьма поучительная. Начнем-с...
Скопирован с беспилотника-мишени США Beechcraft MQM-107 Streaker 1970-х гг. выпуска. Использует неудобную ракетную систему взлёта и садится с помощью парашюта - расплата за высокий КПД в 32,4%. Может нести бомбу весом 227 кг. Длина 4 м., размах крыльев 2,5 м., максимальная взлётная масса 700 кг., 1 турбореактивный двигатель Tolloue 5 или Microturbo TR 60-5, максимальная скорость 900 км/ч, дальность полёта 1000 км., вооружение на 3 точках подвески - 2 Kowsar, 2 Nasr-1 и 1 бомба Mk 82 PGM 227 кг весом на осевой линии или 2 бомбы 113,5 кг.
Разработка началась в 2005 г. Ряд источников сообщают о слухах, что Shahed 129 был скопирован с израильского беспилотника Hermes 450, разбившегося в Иране. В начале 2016 г. для БПЛА появились новые высокоточные боеприпасы Sadid-345. Беспилотник собирает компания HESA. Всего заказали 40 БПЛА, поставки которых планируют завершить к 2024 г. Их строят по 3 в год. Сейчас уже больше 30 в строю. Боевая дальность 1700 км, но система управления эффективна только в 200 км. Может летать 24 часа. Грузоподъёмность 400 кг., длина 8 м, размах крыльев 16 м, высота 3,1 м, 1 Rotax 914 4-хцилиндровый 4-хтактный двигатель мощностью 75 кВт (100 л.с.), 3-лопастной винт. Крейсерская скорость 150 км/ч, практический потолок 7,3 км. Вооружение: 4 бомбы Sadid-345 PGM.
Дальность полёта - до 4000 км. В 2020 г. было известно про 2 произведённых БПЛА. Он несёт как минимум 6 управляемых бомб Ghaem-5.
H-110 Sarir произвели к январю 2021 г. не менее 10. Данных по ним очень мало, но судя по фото, могут нести 2 ПТУР.
Разработан на основе беспилотника США RQ-170, сбитого над Ираном и на 40% является его копией. Дальность полёта 500 км. Максимальная скорость 275 км/ч, взлётный вес 170 кг., может нести 2 "умных" бомбы Sadid весом 50 кг. КПД получается очень неплохой — 29%.
Это уже 60% копия беспилотника США RQ 170. Дальность полёта 1500 км. Время полёта - до 4,5 часов. Максимальная скорость 350 км/ч, взлётный вес 500 кг., может нести 2 ракеты Sadid-1 весом 100 кг. КПД получилось ниже - стандартные для рядовых БПЛА 20%.
Может перевозить до 185 кг. топлива, оборудования и полезной нагрузки по времени до 11 часов в зависимости от конфигурации. Может нести и небольшие бомбы, гранаты или ракеты. Длина 5,05 м, ширина 9 м, высота 1,9 м, вес пустого 230 кг. с грузом - 415 кг. КПД сложно посчитать - непонятно: что из 185 кг - топливо, что - нагрузка. Максимальная скорость 194 км/ч, крейсерская 165 км/ч, дальность 200 км. Потолок 4,6 км. Скороподъёмность 4 м/с.
А вот и она - 100% копия беспилотника США RQ 170. Дальность полёта 4400 км. (получается самым дальнобойным у Ирана). Время полёта - до 10 часов. Максимальная скорость 460 км/ч, взлётный вес 3,07 т. (самый тяжёлый в Иране), может нести 2 "умных" бомбы Sadid весом 100 кг. КПД получилось ниже - стандартные для рядовых БПЛА 20%.
А вот и звезда последних новостей. Этот БПЛА может нести до 4-х ПТУР, но при этом, на нем также был замечен контейнер РЭБ. К началу 2022 г. таких построили 150. Размах крыльев 10 м., длина 5,67 м. Максимальная взлётная масса 600 кг., полезная нагрузка 100 кг. (4 точки подвески) КПД получается 16,7 %. Дальность полёта 200 км. Максимальная скорость 200 км/ч, длительность полёта 12 часов.
Kaman-12 может нести управляемые бомбы Ghaem-5 и некий контейнер (похоже на средство РЭБ). БПЛА летает со скоростью 200 км/ч, односторонняя дальность - примерно 2000 км. Возможность доставки груза массой 100 кг при максимальной массе при взлете с земли около 450 кг. Т.е., КПД = 22%.
Получается что-то близкое к российскому "Форпосту-Р" - чуть полегче, чуть поэффективнее, ну и младше на 3 года.
Данный БПЛА совершил первый полёт в начале этого года, и, судя по всему, был принят на вооружение. Дальность полёта около 3000 км, может нести 300 кг. нагрузки.
Имеет продолжительность полёта 35 часов, дальность полёта 2000 км (1200 миль), размах крыльев 21 м, крейсерскую скорость 350 км/ч и способен нести 13 бомб и 500 кг электронного оборудования. Время полёта - 35 часов. Потолок - 11 км. Вооружили крылатой ракетой Heidar-1.
Новейший Ababil-5 с нагрузкой Ghaem-1/5 и Almas-2. Данных по нему пока никаких.
Выводы:
1. У Ирана пока нет тяжёлых ударных БПЛА вроде наших "Альтаира" и "Сириуса". Про "Охотника" я вообще молчу - это иной уровень развития самолётостроения, Ирану пока недоступный.
2. Моделей БПЛА у иранцев больше чем вдвое больше, чем у нас - 15 серийных против 7 (5 серийных и 2 перспективных) наших. Переходит ли количество в качество? Трудно сказать. Однако, очевидно, что работа над БПЛА в Иране идёт куда продуктивней, чем в России.
3. Ну, и немалое значение имеют производственные возможности Ирана - сколько он сможет строить таких БПЛА? Пока что очевидно его превосходство , если не считать наш лёгкий Орлан-10, которых вроде бы сделали 1700 единиц.
4. Очень важная характеристика - КПД, у 7 российских средний - 24,2, у 7 иранских - 26,4%, что выше российского на 2,2%! Есть чему поучиться!
5. У иранцев гораздо шире спектр специальных боеприпасов для БПЛА - эту линейку надо активно разрабатывать.
Подведём итоги: у иранцев - 15 моделей ударных БПЛА. Это - сейчас не шутки, а вполне себе развиваемый реальный ударный комплекс для современных войн. Скопированы они с лучших израильских и американских БПЛА, но у же имеют немало собственных наработок и оснащены собственными боеприпасами. Интересно, а не предоставила ли Россия Ирану прекрасную возможность проверить эффективность своих ударных БПЛА в реальных боевых действиях? Был бы полезный опыт для обоих государств. Чего вариться в собственном соку?
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Другой интересный контент по вооружениям и военной техники в современности вы сможете найти на моем телеграм канале : https://t.me/binary_glasses