Найти в Дзене
ARTдилетант

Самый красивый портрет

Эдуард Мане был натурой увлекающейся, и, конечно же, его творческий взгляд не пропустил красивую, умную и талантливую Берту Моризо. Они не могли быть вместе, их объединило искусство, но разделили моральные принципы и личные убеждения. Берта – муза импрессионизма, первая женщина, которой покорилось новое направление. Мужчины, коллеги по цеху, принимали ее как равную, хотя французское общество 19 века определяло роль женщины исключительно как хранительницы домашнего очага. Талант Берты раскрылся в детстве, затем юную художницу наставлял сам Камиль Коро, и уже в двадцать три ее полотна выставлялись в Парижском салоне. Однако она отказалась от выставок в Салоне и Академии в знак согласия с импрессионистами в их противостоянии традиционному академическому стилю. В 1868 году Эдуард и Берта познакомились в Лувре: художник был очарован умом и трезвыми взглядами свободолюбивой красавицы. В следующем году появился «Балкон» и безграничная увлеченность новой моделью. Берта приходила позировать в с
Эдуард Мане был натурой увлекающейся, и, конечно же, его творческий взгляд не пропустил красивую, умную и талантливую Берту Моризо. Они не могли быть вместе, их объединило искусство, но разделили моральные принципы и личные убеждения.
Э. Мане. Берта Моризо с букетом фиалок (фрагмент), 1872
Э. Мане. Берта Моризо с букетом фиалок (фрагмент), 1872

Берта – муза импрессионизма, первая женщина, которой покорилось новое направление. Мужчины, коллеги по цеху, принимали ее как равную, хотя французское общество 19 века определяло роль женщины исключительно как хранительницы домашнего очага.

Талант Берты раскрылся в детстве, затем юную художницу наставлял сам Камиль Коро, и уже в двадцать три ее полотна выставлялись в Парижском салоне. Однако она отказалась от выставок в Салоне и Академии в знак согласия с импрессионистами в их противостоянии традиционному академическому стилю.

Б. Моризо. Вид Тиволи, 1863
Б. Моризо. Вид Тиволи, 1863

В 1868 году Эдуард и Берта познакомились в Лувре: художник был очарован умом и трезвыми взглядами свободолюбивой красавицы. В следующем году появился «Балкон» и безграничная увлеченность новой моделью. Берта приходила позировать в сопровождении матери и ни на секунду не теряла самообладание и здравый смысл.

Э. Мане. Балкон, 1869
Э. Мане. Балкон, 1869

Моризо училась у мэтра, а он страстно ею увлекся и больше не мог писать портреты других женщин. По Парижу ползли слухи, но все они оставались безосновательными – Берта не давала ни малейшего повода, ее интересовала только живопись.

В 1872 году Мане напишет этот чудный портрет с едва различимым букетом фиалок. Потом он будет признан шедевром, и станет жемчужиной музея Орсе. А сейчас – это два сеанса в присутствии матери, глубокий, обволакивающий черный цвет и влияние старых испанских мастеров.

Э. Мане. Берта Моризо с букетом фиалок, 1872
Э. Мане. Берта Моризо с букетом фиалок, 1872
Всемогущество этих черных тонов, простая холодность фона, бледные или розовеющие отсветы тела, причудливые очертания шляпки; …само лицо это, с большими глазами, говорящими неопределенной своей пристальностью о глубокой рассеянности и являющими собой, так сказать, присутствие отсутствия: все это сосредоточивает и порождает во мне странное ощущение. … Необычной гармонией красок, диссонансом их сил, противоположением беглых и эфемерных деталей старинной прически чему-то очень трагическому в выражении лица Мане дает звучание своему творению, вводя тайну в уверенность своего мастерства. – Поль Валери, «Триумф Мане».

Были и другие портреты Берты. Нежные чувства художника ложились красками на холсты и так и остались великой творческой тайной.

Э. Мане. Портрет Берты Моризо с веером, 1872
Э. Мане. Портрет Берты Моризо с веером, 1872

Берта – благоразумна и размеренна. Эдуард – вспыльчив и эгоистичен. Моризо не могла поставить на кон положение в обществе и спокойное счастье ради интриги пусть даже с таким прославленным живописцем. Мане отвергнут и оскорблен, его изысканное прощание с Бертой – «Букет фиалок». Веер, цветы и записка с ее именем – вот финал их отношений.

Э. Мане. Букет фиалок, 1872
Э. Мане. Букет фиалок, 1872

Через два года Берта вышла замуж за Эжена Мане, брата Эдуарда.

Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Думаю, он искренне меня любит. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь. – Из письма Берты Моризо сестре.
Б. Моризо. Женщина перед зеркалом, 1880
Б. Моризо. Женщина перед зеркалом, 1880
Б. Моризо. Эжен Мане с дочерью в саду, 1883
Б. Моризо. Эжен Мане с дочерью в саду, 1883
Б. Моризо. После завтрака, 1881
Б. Моризо. После завтрака, 1881

И это было уютное, теплое и благоразумное женское счастье Берты Моризо.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!)