Будучи по определению автомобилями для эгоистов, двухдверные купе в Советском Союзе не котировались. Крупные автозаводы не рассматривали такие машины как массовые или народные, да и любители самоделок предпочитали создавать что-нибудь более вместительное и практичное. Однако это не значит, что советских купе — заводских и штучных — не было вовсе. Напомним о нескольких удивительных проектах на базе «Москвичей», «Запорожцев» и ГАЗов.
«Спорт-900» из ЗАЗа
Творение группы энтузиастов, созданное в разгар 1960-х, своим появлением обязано вовсе не коллективу Запорожского автозавода, а шести талантливым мастерам столичного НАМИ, в числе которых были художники, конструкторы, инженеры и химик.
Один из крайне удачных образчиков самодельных купе получил стильный кузов из стеклопластика, закреплённого на стальном каркасе, и базировался на агрегатах «965-го» Запорожца. От «горбатого» были взяты V-образная 23-сильная «четвёрка», четырёхступенчатая «механика» и торсионно-пружинная подвеска.
3,7-метровая двухдверка с посадочной формулой 2+2 получила имя «КД Спорт-900» (без акронима ЗАЗ, но с инициалами Кузьмы Дурнова, покровителя проекта) и предлагала невиданный для «Запорожца» уровень оснащения и пассивной безопасности. В салоне были удобные кресла-ковши и функциональная передняя панель на манер спортивных купе, а стальной скелет кузова имел мощные защитные дуги по периметру, а также зоны программируемой деформации на случай ДТП.
Несмотря на статус мелкосерийной модели, лёгкое купе разошлось скромным тиражом в шесть машин, каждая из которых имела небольшие отличия и предназначалась своим создателям.
«Москвич»-403-424 Купе
Если отмотать ленту истории ещё на десять лет назад, в невозможно далёкий 1951 год, то можно обнаружить купе с эмблемой Московского завода малолитражных автомобилей: если вы не знали, именно так до конца 1960-х назывался АЗЛК.
У модели на базе экспериментальной серии 401-424 был очень интересный кузов: за вытянутым и довольно высоким капотом располагался строго двухместный салон, накрытый горбом покатой крыши, позади которой был оформлен багажник. Поэтому трёхобъёмник казался одновременно стильным и милым.
Впрочем, милота не входила в терминологию тогдашнего времени. Новенькое купе создавалось для автоспорта, с прицелом на достижения союзного значения. И они не заставили себя ждать. В первый же год опытные 33-сильные экземпляры «Москвича» отметились в чемпионате СССР, заняв второе место. А чуть позже подоспел и ряд гоночных рекордов. Серийной модель, увы, не стала, но в 1962-м на заводе МЗМА дебютировал её «наследник» — купе на базе более современной модели 407 для кольцевых ипподромных гонок.
«Москвич-турист»
А этот «Москвич» вы почти гарантированно знаете. Как только речь заходит о редких советских купе, патриотично настроенные мечтатели вспоминают проект «Турист» из 1960-х, представляющий собой трансформер, объединивший кабриолет и двухдверку с жёстким верхом. У этого модифицированного «четыреста восьмого» имелась интересная съёмная крыша, и, в отличие от поголовного большинства купе-кабриолетов (включая современные), автомобиль одинаково хорошо смотрелся как с ней, так и без неё.
Несмотря на стиль и возможности трансформации, «Турист» получил крайне скромный тираж в... два экземпляра (кое-где говорилось о пяти)! При этом изначальный план производства составлял полторы сотни машин в год. Помимо рядового покупателя внутри страны двухдверные «Москвичи» могли осчастливить зарубежного клиента, став альтернативой «спортивным» Triumph, Opel и Renault. Что до реального спорта, то столичный завод МЗМА всерьёз прочил этой облегчённой и динамичной модели яркое будущее на треке. Но, увы, не срослось — ни с автоспортом, ни даже с серийным выпуском.
«Золотой лист»
Эффектные двухдверки с любопытной начинкой создавались не только на заводах или в кругу инициативных групп, работавших на КБ. В 1970-х в Союзе оформилось автомобильное движение «Самавто», объединившее множество талантливых изобретателей-самоучек из разных уголков СССР. Желая построить собственный автомобиль с уникальным дизайном, умельцы превращали металл, стекловолокно и основу от массовых «Жигулей» и «Запорожцев» в четырёхколёсные произведения искусства. Штучные автомобили могли похвастать не только модным обтекаемым кузовом, навеянным зарубежными моделями, но и продвинутой аэродинамикой, грамотной проработкой конструкции и качеством работы, максимально далёким от термина «кустарщина».
Так, например, появился «Золотой лист» или «Спорт-1100» — штучный двухдверный спорткар работы Алексея Мельника на основе «Запорожца». У самоделки был довольно запоминающийся силуэт, похожий на десяток зарубежных машин. Кроме того, удивляли детали: подъёмные фары, как у Lotus Esprit, воздухозаборники в задних стойках, как у итальянских среднемоторных моделей, обтекаемый багажник на крыше, применение пенопласта в качестве утепления кузова и трёхместный салон с поперечным расположением заднего кресла. Подо всей этой красотой скрывалось «железо» от ЗАЗ-968: его компактный 40-сильный мотор, трансмиссия и шасси.
Как и многие другие советские самоделки 1970–1980-х, «Золотой лист» дожил до наших дней лишь в виде нескольких фото не лучшего качества, а по узнаваемости однозначно проиграл таким кастом-карам, как «Панголина», «Юна» или «Лаура» (о ней читайте здесь). Но такова участь машин подобного рода: они проживали яркую, непродолжительную жизнь, радуя своих создателей.
ЗиС-112
А эта громадина претендует на роль самого внушительного купе своей эпохи. Дело было на заре 1950-х, когда на московском заводе имени Лихачёва задумались над новым спортивным автомобилем большого класса, способным как гоняться по прямой, так и участвовать в кольцевых соревнованиях. И в 1951-м такой автомобиль увидел свет. Причём всего одним «глазом», смонтированным по центру носовой части.
Кроме единственной фары неповторимый имидж шестиметрового «Циклопа» (народное прозвище 112-го) формировали пышные элементы оперения, местами напоминавшие заокеанский Buick Le Sabre. Любопытно, что внешне массивный кузов и по факту был чертовски тяжёлым: автомобиль весил две с половиной тонны, однако именно этот спорткар войдёт в историю как один из первых советских автомобилей с кузовом из стеклопластика. Это случится позже, когда 112-й получит доработанный вариант с индексом «2» в названии и более мощным мотором.
Кокпит был открытым, но мог оснащаться съёмным обтекаемым колпаком (из металла, конечно же), а под капотом первой, «тяжёлой» версии ЗиС-112 стояла рядная 140-сильная «восьмёрка» от лимузина 110-й серии. С ней максимальная скорость двухдверки приближалась к 200 километрам в час. К 1956 году облегчённый на полтонны столичный спорткар в пластиковой версии (включая лёгкую крышу-колпак) мог разгоняться уже до 230 км/ч. А ещё через год обновлённые ЗиСы с иным дизайном и V-образными моторами ЗИЛ-111 демонстрировали 250 км/ч!
Бонус: «Ленинград»
Несмотря на размеры и величественный вид, эта двухдверка не имела отношения ни к ЗИЛу, ни к ГАЗу, хотя и обладала газовскими агрегатами. В 1953 году постройкой родстера занялся энтузиаст Аркадий Бабич, вскоре создавший неповторимый, уникальный автомобиль-шедевр. Однако, несмотря на прошедшие полвека, самоделка не пропала. В 2014 году остов «Ленинграда» случайно обнаружился в Латвии, а вскоре было объявлено о реставрации по оригинальному снимку. К слову, он — в галерее чуть выше. На цветном фото 1958 года, сделанном американским фотографом Джоном Шульцем, двухдверка позирует на улице Герцена в Ленинграде. Машине шли очень низкий кузов без крыши, двуцветный окрас и обилие хрома.
Удивительно, что фотографии было достаточно, чтобы без искажений вернуть олдтаймер к жизни. В прошлом году реставрационные работы были закончены и «Ленинград» предстал перед аудиторией — с тем же комбинированным красно-жёлтым кузовом, блестящими элементами отделки и мягким диваном в салоне. Под невероятно длинным капотом прячется 3,5-литровый V6 от ЗИМа, развивающий 90 лошадиных сил. С ним советский родстер выдавал 180 километров в час и проезжал от Симферополя до северной столицы всего за 20 часов.