Не сомневаюсь, что сто процентов опрошенных выбрали именно этот вариант:
Гайдаевский Иван Васильевич был изрядно возмущён перспективой Годунова оказаться на престоле: Но это государь просто “серчал, любя". История знает примеры куда более злого отношения к Борису Годунову.
...Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
зять палача и сам в душе палач…
Именно так “солнце русской поэзии” - А.С. Пушкин написал о Борисе Годунове в одноимённой трагедии. И к этому мнению очень долго внимательно прислушивались и безоговорочно верили, как-то забывая, что эпитеты была “вложена” автором в реплику Шуйского, скрытого недоброжелателя Годунова. Ах, Александр Сергеевич, зачем же вы дали повод к несправедливости? Да, собственно,
За что именно Годунова так не любили?
Зять “палача” - опасного Малюты Скуратова, это понятно, но почему “вчерашний раб, татарин”? И на каком основании - палач ?
Здесь необходимо напомнить читателю, что род Годуновых, также, как роды Сабуровых и Вельяминовых-Зерновых, происходил от ордынского мирзы (амир-заде - “царевич”) Чета, приехавшего служить Ивану Калите ещё в четырнадцатом веке. Как видите, Годуновы – не ветвь от генеалогического древа Рюриковичей, но происхождение фамилии вполне себе аристократичное, не плебейское.
Видимо, всё дело в том, что собирая вокруг Москвы земли и втягивая в свою “орбиту” их владельцев, русское государство превращало их из государей своих владений в подданных московского правителя. Из князей они превращались в “княжат”, служилых людей Великого московского государя. Аристократы? Да, но на положении “холопов” царя. Однако, соответствует ли понятие “царский холоп” статусу “раба”, даже пусть литературно утрированному?
По мнению автора данной статьи - однозначно нет. Род Годуновых был довольно близок московской верхушке, его представители занимали думные чины, служили во дворце и до Бориса. Да и стал бы Грозный царь Иоанн Васильевич, отпрыск древней династии, “разбавлять” родословную своих наследников “худородством”, взяв сыну жену из семьи с невысоким статусом? Вряд ли.
Так за что так немилостив Пушкин к Годунову? Да за то, что немилостив к нему был человек, которому Александр Сергеевич посвятил эту драму, человек, открывавший русскому обществу девятнадцатого века его национальную историю - литератор, историк, издатель Николай Карамзин.
Метод критического отношения к содержанию исторических источников не был ещё широко применим в пушкинское время, поэтому люди науки и искусства больше полагались на данные героям и антигероям эпитеты, чем на объективный анализ их поступков.
Что касается Карамзина, его Годунов - не кто иной, как конкурент Романовых, приблизивших историка и поселивших рядом с собой в Царском селе, в борьбе за российский престол. Сейчас мы называем это явление ангажированностью, не так ли?
“...и мальчики кровавые в глазах…”
Вслед за Карамзиным, А.С. Пушкин в своей трагедии не напрямую называет Бориса Годунова убийцей царевича Дмитрия, мучимого нечистой совестью. Нам никогда не установить, так ли было на самом деле. Но мы знаем точно: следствие “по телу” вёл Василий Шуйский, он же и признал смерть царевича несчастным случаем вследствие стечения обстоятельств: игра в “ножички” плюс “падучая болезнь”(эпилепсия).
Всё, что касается этого вопроса, мы на настоящий момент можем обсуждать лишь гипотетически. Возможно, Шуйский скрыл правду из соображений личной безопасности (версия А.С. Пушкина), возможно - установил истину, но на протяжении семи лет, до появления Лжетмитрия, заключение Шуйского не вызывало “открытых” вопросов. Это может означать, что среди причин “нелюбви” к Годунову многих бояр и “черни” факт подозрения в убийстве царевича занимал далеко не первое место.
“Славолюбивый и хитрый”
Эти эпитеты, которыми Карамзин описал Годунова в своей “Истории”, однозначно характеризуют отношении историка к герою. И они свидетельствуют, сколь мало симпатии Николай Михалыч испытывал к Борису Фёдорычу, красочно описывая “темную” сторону личности Бориса. Другой, не менее знаменитый историк Н.И. Костомаров дополняет : “...узкое себялюбие и чрезвычайная лживость”.
Более того, летописцы – современники Бориса описывают его сущей “разноголосицей” – от панегириков до явной клеветы. Чему же верить? Предлагаю верить нашему собственному рациональному мышлению и критичному отношению к любой информации.
Признаться, автор данной статьи и сам недолюбливает людей, обладающих такими характеристиками, какие получил от Карамзина и Костомарова Годунов. Но с учётом традиций и методов Московской политики шестнадцатого века, придётся признать, что никто из соратников Годунова по политической, государственной и дворцовой деятельности не отличались ангельской кротостью, скромностью и честностью.
Тот же Костомаров рассуждает, что семена такого порока, как лживость, были знаменательной чертой всех московских людей того времени, но особенно развились в эпоху царствования Грозного.
Поэтому, если Годунов и выделялся негативно на их фоне, то точно не тем, что искал славы, лгал и был способен на хитрость. Значит, снимаем с повестки ещё один возможный пунктик “обвинения”.
Огласим весь “послужной список” Годунова, возможно,в нём найдутся существенные аргументы для ответа на вопрос статьи?
Если кратко:
– После смерти родителей Василия, Бориса и Ирины Годуновых, их дядя Дмитрий Годунов, постельничий Иоанна Грозного, испросил у царя разрешения, чтобы его племянники могли жить при нём в Кремле. Царь разрешил, и брат и сестра Годуновы (Василий позже умер) росли вместе с царскими наследниками. Сам Борис производил на царя впечатление рассудительного, способного юноши. Ему даже было поручено записывать мудрые изречения царя.
– В Литовском походе 1567 г. пятнадцатилетний Борис Годунов числился стряпчим. Должность невысокая в опричной иерархии, но фиксированная в разрядных записях, что было очень значимо для будущего “продвижения” и преимуществ в решении местнических споров.
– Затем служит “рындой” (личным телохранителем) царевича Ивана.
– в 19 лет присутствует в качестве “дружки” на свадьбе царя с Марфой Собакиной, а сам в том же году женится на дочери “кровавого пса” Иоанна Грозного – Малюты Скуратова.
– в 26 лет год Борис становится “кравчим”, что означает, что он заведовал царским столом, ставил блюда перед государем, предварительно отведав от каждого. Согласитесь, это должность могла быть занята лишь человеком, достойным царского доверия. А учитывая, как подозрителен и мнителен был Иоанн Грозный – многократно подтверждённого доверия.
– в 28 лет становится шурином царевича Федора и возведён в боярский сан.
– в 32 года, в день коронации Федора Иоанновича получает чин конюшего, звание ближнего боярина, наместника Астраханского и Казанского ханств.
– в 33 года (символично, правда?), победив в упорной борьбе боярских группировок за влияние на царя, становится фактическим правителем государства и остаётся таковым на протяжении 13 лет.
Резюмируем: Борис с отрочества был приближён к царю и дружен с его детьми, знал жестокий и мстительный характер Грозного, научился лавировать в условиях повышенной опасности, проявлять кротость, уместную осторожность поведения. А вместе с тем, вовремя проявлять инициативу и демонстрировать тонкость суждений.
Согласитесь, даже эти обстоятельства достаточны для того, чтобы возбудить зависть недоброжелателей и конкурентов в борьбе за царские милости? Тем более, что большинство из них (Шуйские, Романовы, Мстиславские) считало собственную родовитость весомее годуновской и заслуживавшей большего уважения. Слишком высокого положения, по их мнению, достиг “выскочка” из низов. Да, карьера, действительно, головокружительная. Есть чему завидовать.
Но Годунов не был привычен к тому, чтобы остановливаться на достигнутом и блаженно “почивать на лаврах”. Взяв в свои руки бразды правления, он развернул активную деятельность по укреплению российской государственности, установления дипломатического равновесия, духовного авторитета и самостоятельности Русской Православной Церкви.
И более того, Годунов укрепил свой личный авторитет, приобрёл сторонников и утвердился, как настоящий правитель. Поэтому, сколько бы ни завидовали и не строили “козни” недоброжелатели Бориса, а он был самой подходящей фигурой, способной не только занять царский трон после смерти Федора в 1598 году, но и удержать московское государство “на плаву” в очень сложных внутренних и внешнеполитических обстоятельствах.
Всё перечисленное объясняет, почему Бориса Годунова недолюбливала знать, конкуренты и ангажированные летописцы. За то, что на их глазах он практически преодолел земное притяжение и “взлетел”, возвысившись над теми, кто видел в нём лишь худородного выскочку.
Не статус, не родовитость семьи, не принадлежность к особой касте правителей, а талант, энергия и способность задействовать все доступные ресурсы для достижения поставленной цели - вот те “лифты”, которые вынесли Годунова наверх. А также огромная самодисциплина и способность к саморазвитию. Как сказали бы в двадцатом веке – “self made man”, “человек, который себя сделал”.
Об этих понятиях наши предки ещё и представлений не имели. Они просто наблюдали их на примере Бориса, удивлялись и негодовали: “А что, так можно было?”
Также это объясняет и настороженность “черни” в отношении Бориса. В умах простолюдин “бродили” те же предрассудки, что и в умах бояр и другой знати. Образование главным образом, сводилось сводилось к изучению Святого писания. Никто ещё не знал о существовании “социального лифта”, а социальная мобильность была доступна только в одном направлении - вниз. Но отлично функционировал механизм пропаганды: слухи, обвинения, клевета.
В дополнение к своим природным и развитым способностям Борису удалось задействовать сразу несколько видов социального лифта: брак (свой и сестры), служба (опричная и административная), политическая деятельность и религия (учреждение патриаршества) и достигнуть положения, недосягаемого для других. Но в любом своём положении, на всех этапах жизни и деятельности, он был “мишенью” обвинений и недоброжелательства, настолько глубокого, что над семьёй Бориса была совершена расправа после его смерти.
Есть то, что большинство людей не может простить другим - это успех. И чем более он заслужен, тем острее непримиримость в адрес его обладателя. Поэтому любой его поступок, даже самый благой, рассматривается с точки зрения достижения личной выгоды. И тем более лютым может быть мщение завистливой толпы. Именно поэтому так бесчеловечно обошлись с семьёй Бориса, расправившись над его вдовой и сыном. И именно по этой причине была оставлена в живых, но обесчещена и унижена его дочь - Ксения Годунова.
Если публикация вам понравилась - ставьте лайк в поддержку автору и подписывайтесь на канал. Будем встречаться чаще!😉