Найти тему

Что такое «детские оправдания»?

Чем отличается ситуация с мальчиком, которого дразнили в детском саду, от ситуации со взрослым человеком, к которому похожим образом относятся, например, на работе? Тем, что в первой ситуации – это мальчик, а во второй – взрослый человек.

Маленький мальчик не имеет достаточно развитого головного мозга, процессы взаимодействия нервных клеток друг с другом в его организме еще окончательно не сформированы и вообще находятся в самом зачатке. Когда его дразнят и обижают, он испытывает сильнейшую обиду и боль, и первой его реакцией становится желание причинить такую же боль обидчику.

У него еще не так много знаний об окружающем мире, чтобы понимать, что подобные действия по отношению к нему являются агрессией, и что он поэтому имеет право на защиту и поддержку. Ему не приходит в голову нажаловаться воспитательнице или родителям, призвать агрессора к порядку и добиться для него наказания. Он не так изощрен в словесных оскорблениях и не настолько злобен, чтобы уметь в 5 лет эти оскорбления изобретать, и поэтому он делает то, что умеет – а именно, набрасывается на обидчика с кулаками.

Взрослый человек, не имеющий органических патологий, обладает полностью сформированным мозгом и нервной системой, прошел процесс воспитания и социального научения, получил образование и обладает способностью анализировать происходящее вокруг себя и внутри себя. Попав в ситуацию, где над ним откровенно издеваются и подтрунивают, он проделает множество вещей.

umiks.com
umiks.com

Убедится, например, что с ним все порядке, и все эти насмешки не имеют к нему никакого отношения. Проанализирует личностные проявления обидчика, попытается выявить первопричину такого к себе отношения. Постарается устранить или нейтрализовать эту первопричину, обсудив с агрессором сложившуюся ситуацию, при необходимости, привлечет к этому помощь других лиц, имеющих определенное влияние на агрессора. Если ситуация окажется патовой, взрослый человек постарается сделать так, чтобы агрессор исчез из его жизни без причинения вреда ему и себе – уволится, переедет в другой город, внесет агрессора в «черный список» и так далее.

Взрослый человек не будет набрасываться на своего обидчика с кулаками, потому что у него есть все перечисленные выше ресурсы и возможности, чтобы решить проблему другим способом. Если он наличие всех этих ресурсов и возможностей отрицает, и говорит, что у него, якобы, «не было выбора», это не что иное, как «детское оправдание». Отрицая наличие у него ресурсов, чтобы решить проблему адекватным путем, такой взрослый как бы притворяется ребенком – потому что это притворство открывает перед ним возможность решения проблемы самым простым и легким, то есть «детским» способом.

Осуждать ребенка за подобное насилие нельзя – он правда не виноват, у него просто еще нет физической возможности, знаний и опыта, чтобы решать проблему по-другому. Ребенку можно только объяснить, что насилие – это плохо, и показать ему, научить, как можно действовать по-другому. В нашем конкретном примере – пожаловаться воспитательнице, поделиться с родителями, игнорировать насмешки, обратиться за поддержкой к друзьям и т. д. Как только ребенок этому научится, охота то и дело пускать в ход кулаки у него пройдет.

Взрослый человек прекрасно знает, что решать проблемы не насильственным путем можно, но все эти возможности он намеренно игнорирует, включая «детские оправдания». Зачем он это делает? Затем, что ему хочется совершить насилие, оно ему нужно, он испытывает потребность в этом. «Детские оправдания» дают ему возможность не задумываться над тем, что такие потребности, вообще-то, взрослый человек должен контролировать и всячески ограничивать. Они развязывают ему руки, позволяют совершить желаемое свободно, без всяких внутренних ограничений.