Сейчас Болонская система – одна из самых обсуждаемых тем в интернете. Нужно ли ее отменять? Многие наверно удивятся, но никакой Болонской системы нет. Она просто не существует! Есть Болонский процесс и Болонская декларация, которую министр образования РФ В. М. Филиппов подписал в 2003 г.
Вы еще больше удивитесь, когда узнаете, что российская система образования также далека от Болонского процесса, как детсад от вуза.
Итак, давайте разбираться по порядку. Цель Болонской декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит следующие основные положения:
1. Принятие системы степеней, которые будут сопоставимы между вузами, и введение приложения к диплому с перечислением курсов, прослушанных за время учебы.
2. Введение двухциклового обучения. Первый цикл длится не менее трех лет – бакалавриат. Второй должен завершаться получением степени магистра или доктора.
3. Внедрение накопительной системы зачётных единиц трудоёмкости (кредитов) для поддержки студенческой мобильности с правом выбора студентом изучаемых дисциплин в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
4. Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе.
5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
6. Содействие европейским воззрениям в высшем образовании в области учебных программ и планов совместного обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Присоединение РФ к Болонскому процессу должно было дать возможность участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям вузов – в академических обменах с университетами европейских стран. Кроме того, это давало возможность вступить в ЕС и признавать российские дипломы за рубежом.
А что получилось на самом деле с российским образованием после так называемого вхождения в Болонский процесс? Давайте разбираться по пунктам декларации.
По пунктам 1 и 2: в РФ введено двухступенчатое обучение с присвоением квалификации (не степени согласно Болонской декларации) бакалавра и магистра. Если говорить о степени доктора, то после магистра получить его практически невозможно. Так как для этого нужно сначала, защитив диссертацию, получить степень кандидата наук (не предусмотренную Болонской декларацией), а уже потом – степень доктора наук, несопоставимую с доктором Болонской декларации!
По пункту 3: система зачётных единиц, которую поначалу вузы с энтузиазмом включали в учебные программы, так и не прижилась. Кроме того, она не согласовывалась с вузами Европы. При этом разве у студента когда-нибудь было право выбора изучаемых дисциплин? И когда это, в плане мобильности, российский студент сам решал на каком курсе и в каком из европейских вузов обучаться?
По пункту 4: много ли вам известно преподавателей российских вузов, которые бы разъезжали по европейским университетам с целью ведения там учебного процесса?
По пунктам 5 и 6: назовите хотя бы один российский вуз, который увязывает все свои учебные программы с европейскими университетами соответствующего профиля по критериям и методологиям.
Что в итоге? Ни один из пунктов Болонской декларации в российском образовании не был выполнен. Да, введены квалификации бакалавра и магистра, но они ни по определению (степени), ни по программам подготовки не соответствуют европейским степеням!
При этом мы так и не вступили в ЕС, а российские дипломы никогда не имели признания за рубежом, кроме диплома МФТИ, завоевавшего Запад еще с советских времен.
Поэтому непонятно какую Болонскую систему хотят отменить в российском образовании? Ее не было и нет в нашей стране. Корректнее было бы это назвать введение известной с советских времен квалификации специалиста вместо бакалавра и магистра, которые, как было доказано выше, никакого отношения (кроме названия) к Болонскому процессу не имеют.
P.S. Многие авторы увязывают ЕГЭ с Болонским процессом. Как следует из пунктов 1–6, нет там никакого ЕГЭ. И вообще, ни в одной европейской стране нет такой формы экзамена, который бы одновременно был выпускным по школе и вступительным в вуз. Поэтому не очень понятны декларации о том, что мы хотим поднять наше образование до мирового.
А каково ваше мнение на этот счет?