Найти в Дзене

5 грузинских режиссеров, без которых невозможно представить советский кинематограф

Что мне нравится в советском союзе – там было очень развито продвижение национальных деятелей культуры. Именно поэтому мы до сих пор зачитываемся Искандером, Айтматовым, Думбадзе. И смотрим фильмы, которые при нынешней системе проката вряд ли бы дошли до массового зрителя. Вспоминаю о пяти режиссерах Грузии, которые внесли ценный вклад в развитие отечественного кинематографа. Отар Иоселиани Я видел не так много картин этого режиссера. Без него трудно представить «оттепельное» кино. Две дебютных ленты «Листопад» и «Жил певчий дрозд» сегодня уже стали классикой и рекомендованы для изучения в высших учебных заведениях, так или иначе связанных с кинематографом. Мне больше нравится «Листопад», хоть специалисты и великие режиссеры того времени «Дрозда» ставили выше. Но при просмотре «Листопада» меня прямо-таки пробирает гордость, ведь фильм ничем не уступает картинам французской «новой волны». А местами даже превосходит их. Резо Чхеидзе Этот режиссер снимал много, но не все фильмы дошли до с
Оглавление

Что мне нравится в советском союзе – там было очень развито продвижение национальных деятелей культуры. Именно поэтому мы до сих пор зачитываемся Искандером, Айтматовым, Думбадзе. И смотрим фильмы, которые при нынешней системе проката вряд ли бы дошли до массового зрителя. Вспоминаю о пяти режиссерах Грузии, которые внесли ценный вклад в развитие отечественного кинематографа.

Отар Иоселиани

Я видел не так много картин этого режиссера. Без него трудно представить «оттепельное» кино. Две дебютных ленты «Листопад» и «Жил певчий дрозд» сегодня уже стали классикой и рекомендованы для изучения в высших учебных заведениях, так или иначе связанных с кинематографом.

Отар Иоселиани. Источник: kinoart.ru
Отар Иоселиани. Источник: kinoart.ru

Мне больше нравится «Листопад», хоть специалисты и великие режиссеры того времени «Дрозда» ставили выше. Но при просмотре «Листопада» меня прямо-таки пробирает гордость, ведь фильм ничем не уступает картинам французской «новой волны». А местами даже превосходит их.

Резо Чхеидзе

Этот режиссер снимал много, но не все фильмы дошли до советского зрителя. Многие так и не вышли за пределы Грузии. Однако одна картина стала для Чеидзе поистине триумфальной. Я говорю о фильме «Отец солдата».

Резо Чхидзе. Источник: sputnik-georgia.ru
Резо Чхидзе. Источник: sputnik-georgia.ru

Без нее, мне кажется, невозможно представить ту часть советского кинематографа, которая посвящена Великой Отечественной войне. Фильм мгновенно стал классикой, а Чхеидзе – признанным кинематографистом.

Сергей Параджанов

С Параджановым на самом деле история запутанная. Вроде как армянин, но долгое время живший в Грузии, сам причислявший себя к представителям грузинского кинематографа, но снимавший фильме на студии имени Довженко, то есть на Украине.

Сергей Параджанов. Источник: radiovan.fm
Сергей Параджанов. Источник: radiovan.fm

Но давайте все-таки отнесем его к грузино-армянским деятелям, потому что снять такие вещи, как «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб» мог только человек, истинно чувствующий и живущий в той восточной культуре, которая и сегодня не всегда доступна пониманию зрителя.

Тенгиз Абуладзе

Абуладзе снял не очень много картин, но хватило буквально нескольких, чтобы застолбить себе место в советском кино. Меня, как человека, искренне любящего книгу «Я, бабушка, Илико и Илларион», очень порадовала ее экранизация. Так писать и снимать о Грузии могут, конечно, только грузины.

Тенгиз Абуладзе. Источник: kinoart.ru
Тенгиз Абуладзе. Источник: kinoart.ru

Но войти в историю Абуладзе смог с двумя фильмами-притчами – «Дерево желания» и «Покаяние». За эти работы он удостоился престижных международных наград, таких как премия «Давид ди Донателло» и гран-при в одной из секций Каннского фестиваля.

Георгий Данелия

И, конечно, куда же без Данелии. Среди перечисленных мной режиссеров, он был самым популярным и востребованным в Советском Союзе. И самое классное, на мой взгляд, что все его фильмы настолько отличаются друг от друга, что порой сложно поверить, что снял их один человек.

Георгий Данелия. Источник: interfax.ru
Георгий Данелия. Источник: interfax.ru

Но надо отдать должное не только режиссеру, но и сценаристам, которые с ним работали. Вместе с Резо Габриадзе Данелия создал лучшие свои картины – «Не горюй», «Мимино», «Кин-дза-дза».

#кино #культура #советскоекино #режиссеры #фильмы