Найти тему

Это было трудно, но только поначалу

Оглавление

У детей с особенностями развития наблюдаются определенные нарушения физического или психического характера, ввиду которых им гораздо сложнее адаптироваться к обычной социальной жизни. Они существенно ограничены в элементарных процессах жизнедеятельности, развития, обучения, трудовой деятельности. Им необходима помощь в различных ситуациях, в том числе, бытовых.

-2

Общение с нетипичным ребенком требует терпения и понимания. Они не склонны проявлять эмоции, не могут четко выражать свои желания, имеют трудности с коммуникацией. Часть отклонений в развитии нельзя вылечить полностью, но можно и нужно корректировать.

Реальность казалась страшным сном

Мама 8-летнего Вовы из Калининграда до сих пор с трудом вспоминает первые месяцы после поставленного сыну диагноза. «Тяжелее всего для нас оказалось принять правду. Он с младенчества отличался от других — почти не капризничал, долго молчал, не реагировал на свет и звук. С возрастом ситуация стала ухудшаться. Он почти не говорил, а лишь произносил отдельные звуки. Мы очень долго ходили по разным специалистам, были у логопеда, у невролога, но результатов особых не было. Тогда я решила, что пора пройти полноценное обследование всего организма — возможно, так врачи найдут причину отставания в развитии. И ее действительно нашли… Слова, произнесенные в том большом кабинете, до сих пор стучат в висок. У вашего ребенка — умственная отсталость с сопутствующими нарушениями слуха и речи. Помню, врач продолжал что-то рекомендовать, усиленно жестикулировал, но все было напрасно. Я его уже не слушала…».

Спокойно принять подобный диагноз бывает непросто. Люди начинают отрицать очевидное в попытке успокоиться. Они стараются пойти в другое медицинское учреждение, продолжая надеяться, что все, услышанное ранее — какая-то ошибка. Подобным образом срабатывает защитная реакция психики. В этот момент важно получить консультацию семейного специалиста — например, психотерапевта. Если вы чувствуете, что не справляетесь с решением проблемы самостоятельно, стоит задуматься о семейной психотерапии.

«Около месяца или полутора у меня ушло на то, чтобы собраться с силами. Неоценимая помощь со стороны психиатра помогла мне действовать более решительно. Но тут возникла другая трудность — я совершенно не знала, что делать, как и зачем».

Вопросы без ответов

«В голове постоянно крутились однотипные мысли. «Куда идти?», «Кто поможет?», «Почему так мало информации?». Но я твердо решила помочь своему ребенку если не вылечиться — к сожалению, это невозможно — то приспособиться к окружающей действительности и максимально развить его способности. Я с огромным трудом через рекомендации врачей из поликлиники нашла специализированный центр для детей с особенностями. Там и меня, и Вову встретили радушно. После изучения всех документов и медицинских справок консилиум определил необходимые для нас на тот момент процедуры. Это были обязательные занятия психотерапией, коррекционные тренинги и сенсорная интеграция. Уроки проходили в миролюбивой атмосфере в небольшой группе его сверстников. Мне сразу понравилось, что каждому из них уделяли достаточно внимания. Мой сын чувствовал себя рядом с ними спокойно и уверенно. Так постепенно рассеялись мои первые страхи — на некоторые ответы вопросы все-таки нашлись».

Общение с другими людьми

-3

«К сожалению, не все родные отнеслись с пониманием к особенностям развития моего ребенка, а потому я приняла важное, но тяжелое решение. С некоторыми из них мы почти перестали общаться. Я опасалась, что их поведение или едкие ремарки сведут лечение на «нет», а мне хотелось, чтобы результаты улучшались. То же самое касалось некоторых соседей и знакомых. Первое время я избегала встреч с ними, а потом просто приняла их отношение таким, какое оно было. Я не позволяю ни им, ни их детям показывать на Вову пальцем или усмехаться. Он точно такой же ребенок, просто требует больше участия взрослых. К тому же, во время тренингов мы с ним познакомились с удивительными людьми со схожими жизненными ситуациями, а вскоре сблизились. Я немного изменила круг своего общения для того, чтобы ребенку было легко и комфортно развиваться на наших позитивных примерах и вере в него».

Коммуникация в семье

«Здесь дело обстояло гораздо сложнее. Поначалу ни я, ни мой супруг не проявляли должного терпения. Помню, как-то раз во время обеда Вова долго пытался объяснить, что ему нужен хлеб, но никак не мог сформулировать свою мысль. Муж злился, кричал, ребенок начал заикаться, а после впал в настоящую истерику. К счастью, я быстро дозвонилась до нашего лечащего врача, и он приехал. Тогда-то я и поняла свою основную ошибку. Атмосфера на занятиях и в доме должна быть одинаковой. Более того, хорошо бы и вне занятий повторять упражнения, играть в те же игры, развивать в нем интерес. Только когда мы научились правильно с ним взаимодействовать, в семье воцарился мир».

Как понимать ребенка?

«Прежде всего, его нужно слушать. Внимательность — залог многих успехов. Не стоит повышать на него голос или требовать немедленного ответа. Особенным детям нужны ласка и родительское тепло, а не скандалы. Смотрите за ребенком во время диалога. Старайтесь уловить какие-то движения, жесты или мимику, но и сами не отворачивайтесь, когда говорите с ним. Он должен хорошо видеть ваши лица. Это его успокаивает и помогает лучше воспринимать сказанное. Обязательно нужно верить в него и подбадривать. Даже если его достижения кажутся незначительными, не бойтесь его похвалить и поощрить. Это благоприятно скажется на его состоянии».

Жизнь с особенным ребенком

«Не скрою, нам с мужем пришлось многое изменить в своих жизнях для того, чтобы адаптировать Вову. Мы отказались от прежних привычек, стали меньше времени тратить на себя, но все это такие мелочи по сравнению с тем, что мы помогаем жить нашему сыну. Именно в нас он видит пример для подражания и, конечно, опору. За эти три года мы через многое прошли, но останавливаться не собираемся точно. Мы лишь в начале непростого, но точно успешного пути адаптации сына к обычной жизни».